Скорость: не указанная в титрах магия Джосса Уидона и Марка Мансины и длительное влияние идеального боевика
Тридцать лет назад, 10 июня 1994 года, когда в кинотеатрах состоялась премьера «Скорости», я уверен, что ни талантливые актеры, ни умелая съемочная группа не могли предвидеть революционное влияние, которое эта, казалось бы, простая концепция окажет на жанр боевиков. 1990-е годы. Суть интригующе проста, но, несомненно, гениальна: бомба прикреплена к автобусу и взорвется, если его скорость упадет ниже 50 миль в час. Итак, возникает вопрос: каков ваш следующий шаг? Какой твой следующий шаг?
Как геймер, я не могу не оценить мастерское сочетание идеи, актерского таланта и качества производства, которое Ян де Бонт воплотил в жизнь в фильме «Скорость» с участием Киану Ривза и Сандры Баллок. Этот фильм установил высокую планку для боевиков, оставив неизгладимый след в жанре, несмотря на время. Удивительно думать о том, насколько современные боевики обязаны новаторской работе, проделанной Спидом.
Происхождение скорости: меньше «минимумов», больше крепости в автобусе
В начале 90-х, еще до того, как Грэм Йост приступил к работе над короткометражным ситкомом «Полный дом» на канале ABC, он написал специальный сценарий, который позже превратился в проект, который в конечном итоге стал известен как «Скорость». Примерно через десять лет он продолжил создавать получившие признание критиков телевизионные драмы, такие как Boomtown и Justified.
История фильма «Поезд-беглец» 1985 года, снятого компанией «Голан-Глобус» с Джоном Войтом и Эриком Робертсом в главных ролях (в частности, основанного на сюжетной идее Акиры Куросавы), началась с ошибочного воспоминания о сюжете. Пересмотрев фильм, Йост пришел к выводу, что добавление бомбы в сбежавший поезд значительно усилило бы как напряжение, так и привлекательность повествования.
Превратить поезд в автобус, внедрить террористическую схему (распространенная тема того времени), и так был создан фильм «Скорость». Первоначальное название «Минимальная скорость» Киану Ривз мудро изменил его на просто «Скорость» в более поздних версиях, а также увеличил предел скорости автобуса, не опускающейся ниже 50 миль в час, по совету друга.
Йост ловко отказался от «Минимума» и увеличил скорость до 50, согласно первоначальному представлению о том, что автобус не будет развивать скорость ниже 20 миль в час.
Я не могу не вспомнить волнующую панораму боевых сцен 1990-х годов, которая резко контрастирует с сегодняшним днем. Среди нас почти не было супергероев, за исключением редких Бэтмена или Человека Тьмы. Воспоминания о «Звездных войнах» казались древней легендой. А эффекты компьютерной графики, хотя и были многообещающими, еще не полностью захватили кинематографическую вселенную. Вместо этого создатели фильма полагались на пиротехнику, остроты и изобретательность художников, раздвигая границы практических эффектов для создания захватывающих сцен действия. Это ушедшая эпоха, которая до сих пор живёт в моём сердце.
В оригинальном сценарии Йоста, в центре которого находится автобус, нагруженный взрывчаткой, сценарий нашел свое применение в Paramount после ухода Йоста из «Фулл-хауса». В разгар борьбы за эту должность амбициозный режиссер музыкальных клипов по имени Майкл Бэй приложил все усилия, чтобы получить эту должность. Тем не менее, вместо этого Paramount остановила свой выбор на Джоне Мактирнане, который недавно завершил работу над «Охотой за Красным Октябрем» (1990), отметив его как одного из лучших режиссеров боевиков Тинселтауна. Благодаря «Хищнику» (1987) и «Крепкому орешку» (1988) Мактирнан стал очень востребованным именем в Голливуде.
Неожиданный триумф злодеев заложил основу для создания целого ряда фильмов, в которых террористы совершают захваты в замкнутых пространствах, заполненных заложниками. В этой схеме появляется обычный герой, чтобы сорвать их планы и спасти положение. Эта тема породила множество летних блокбастеров: «В осаде» (корабельная версия «Крепкого орешка»), «Пассажир 57» (террористическая угроза в пассажирском самолете) и «Air Force One» (самолет президента под атака).
Мактирнан обнаружил, что темп проекта вполне соответствует этой конкретной формуле, что, возможно, и стало причиной его решения отклонить предложение. Однако это сходство не остановило Яна де Бонта, рекомендованного Мактерриану оператором из Paramount, который сразу же согласился присоединиться, как только ему представилась такая возможность.
Хотя у Paramount был надежный сценарий и начинающий режиссер, они отклонили проект на этом этапе, недооценив потенциал фильма, посвященного автобусу. Напротив, компания 20th Century Fox осознала ее ценность и воспользовалась этой возможностью, получив добро после того, как была уверена, что будут включены дополнительные боевые сцены.
Кастинг: от Билла и Теда до Киану и Сандры
Как заядлый геймер, я не могу не выразить свою глубокую признательность за игру «Speed», которая выдержала испытание временем благодаря инновационному использованию и умным изменениям в формуле «Крепкий орешек на…». Умело объединяя несколько подходов к этому шаблону и опираясь на его знакомые образы, когда это имеет смысл, а также опровергая их, когда это лучше соответствует игровому процессу, «Скорость» держит меня вовлечённым и развлекательным.
Главным среди этих подрывных действий был человек, выбранный на главную роль члена спецназа полиции Лос-Анджелеса Джека Трэвена. Хотя Тому Крузу, Тому Хэнксу, Уэсли Снайпсу и Вуди Харрельсону была предложена роль сливы, по рекомендации де Бонта она досталась Киану Ривзу. Хотя его самой большой известностью в то время была роль милого придурка Теда «Теодора» Логана во франшизе «Билл и Тед», ранее он играл полицейского в фильме 1991 года «На гребне волны», что и покорило де Бонта.
Как геймер, я поначалу сомневался, подойдет ли Ривз на роль измученного полицейского, но вскоре увидел интригующий шанс вдохнуть новую жизнь в этот изношенный архетип. От его коротко остриженных волос, резко контрастирующих со шваброй Теда, до его вежливого поведения, образ Трэвена в исполнении Ривза кажется почти анти-Джоном Макклейном. Этот тонкий, но сильный сдвиг в характере создал для себя уникальное пространство в этом поджанре, который часто бывает переполнен. По правде говоря, «Скорость» не добилась бы такого успеха, если бы не убедительная игра Ривза во главе.
В это время Сандра Баллок, начинающая актриса, ранее известная как Энни Портер и пассажирка, ставшая водителем, которая стала романтическим интересом Ривза, получила роль после того, как Холли Берри отказалась. Баллок, которая много лет до «Спида» работала в киноиндустрии в незначительных ролях, мгновенно стала знаменитой после успеха фильма и с тех пор сохраняет свой статус в списке лучших.
Производство: Pop Quiz, Hotshot
Начиная с момента своего участия, де Бонт осознал визуальный потенциал концепции Йоста. Тем не менее, они оба стремились к чему-то более грандиозному и обширному для просмотра на большом экране. Чтобы расширить охват, де Бонт в самом начале представил ключевой инцидент: лифт в высотном офисном здании, оснащенный взрывчаткой невменяемым террористом Говардом Пейном (Деннис Хоппер).
В этой душераздирающей сцене Травен и его коллега Гарри Темпл, пассажиры которого находились в отчаянном состоянии, успешно обезвредили бомбу и организовали смелую спасательную операцию. Спустя десятилетия этот эпизод продолжает очаровывать публику своей актуальностью. Большинство людей в какой-то момент задумывались о страхе оказаться в ловушке в лифте или упасть в его шахту. Это общее беспокойство, которое лично испытал режиссер Ян де Бонт, работая над «Крепким орешком» и застряв в лифте внутри здания Fox Plaza, заменяющего башню Накатоми в фильме.
Первая сцена не только погружает нас в фильм с волнующим началом, но также демонстрирует динамику подшучивания между Трэвеном и Темплом по мере их представления. Кроме того, он устанавливает главного противника, разочарованного бывшего полицейского Пейна. После этого повествование перемещается к основному месту второго акта в автобусе. Позже Йост включил захватывающую конфронтацию третьего акта между Трэвеном и Пейном в поезде метро.
С точки зрения геймера, Пэйн изначально задумывался как второстепенный антагонист, но на полпути к разоблачению партнера Травена как истинного вдохновителя произошло шокирующее открытие. Однако мощное присутствие Хоппера на экране изменило этот план. Будучи уважаемым актером, сыгравшим роли в фильмах «Беспечный ездок» и «Апокалипсис сегодня», Хоппер не нуждался в центре внимания. Этот сдвиг открыл Дэниэлсу возможность создать уникальный образ Гарри – архетипического «обреченного партнера».
Что касается рассматриваемого сценария, непризнанный вклад Джосса Уидона невозможно переоценить. До создания «Баффи — истребительницы вампиров» Уидон был востребованным сценаристом благодаря своему умению улучшать диалоги и добавлять важные моменты персонажей. Он значительно улучшил сценарий «Скорости», почти полностью внося свой вклад в диалоги — около 99%. Среди этих произведений следует отметить «Популярную викторину, форвард», которая стала повторяющейся фразой в фильме.
Как геймер, погруженный в кинематографический опыт, я не могу не подчеркнуть впечатляющий вклад композитора Марка Манчины в атмосферу фильма. Вдохновленный культовым стилем музыки к фильмам Ханса Циммера, Манчина мастерски соединил оркестровые и синтезаторные элементы, чтобы создать характерное звучание, которое идеально отражает этот фильм и его эпоху. Тема вступительных титров, основанная на его оригинальном мотиве, задает тон фильму и закладывает основу для повторяющихся тем, которые будут продвигать повествование вперед на протяжении всего производства.
Наследие скорости
Легендарный режиссер Говард Хоукс высказал эту мысль в 1970 году: «Великий фильм состоит из трех сильных сцен и ни одной слабой». Боевик-триллер «Скорость» (1994) прекрасно воплощает эту идею. От захватывающего начала до душераздирающего завершения он умело привлекает зрителей тщательно продуманным повествованием, в котором никогда не упускается из виду развитие персонажей.
Подобный проект развивается или падает в зависимости от исполнителя главной роли, и подбор Ривза был абсолютным источником вдохновения.
Мне полностью резонируют с Трэвеном и Энни как очаровательными персонажами. Их экранная химия неоспорима и осязаема. Важно болеть не только за них, но и за других пассажиров автобуса. Их выживание становится нашей заботой, и мы скорбим, когда они этого не делают. Вместо того, чтобы играть клишеные роли, такие как неуклюжий сельский житель или властный крутой парень, эти персонажи производят впечатление настоящих личностей. Эта подлинность делает их проблемы более интересными и эмоционально привлекательными.
Как заядлый геймер, я бы сказал это так: этот проект во многом зависит от игры главного актера, а кастинг Ривза был не чем иным, как блестящим вдохновением. В эпоху до «Матрицы» и «Джона Уика» Ривз вряд ли мог стать героем боевиков. Его образ тогда был глотком свежего воздуха, отклоняющимся от обычного быстроговорящего и сообразительного архетипа. Вместо этого он принес с собой грубую решимость, разочарование и, самое главное, сочувствие. Травен Ривза — человек, который искренне заботится о спасении как можно большего количества жизней.
В июне 1994 года «Скорость» дебютировала, повергнув в трепет публику и критиков. Хотя «Спид» принадлежал к распространенной в тот период тенденции фильмов по мотивам «Крепкого орешка», он отличался рациональным подходом и изобретательностью. Продолжительность фильма составляет всего около часа сорока минут, но он остается напряженным при переходе от одной захватывающей сцены к другой. Несмотря на скромный бюджет в 30 миллионов долларов, он принес более 350 миллионов долларов глобального дохода, что привело к впечатляющему финансовому успеху.
К сожалению, как это часто бывает в голливудских постановках, вместо того, чтобы отпраздновать их достижения и двигаться дальше, Фокс решил сразу сделать продолжение. Однако де Бонт, который в это время был режиссером хита «Твистер» для Warner Bros., по контракту был обязан вернуться, а два ведущих актера — нет.
Ривз отклонил предложение присоединиться к продюсированию и вместо этого решил отправиться в тур со своей группой Dogstar и сыграть в The Devil’s Advocate. В то же время Буллок захотелось вернуться в сиквел из-за перспективы того, что ее любимый проект «Надежда плывет» получит зеленый свет. Эта романтическая драма с успехом вышла на экраны в 1998 году.
Джейсон Патрик заменил Киану Ривза в главной роли, а Уиллем Дефо взял на себя роль антагониста в разочаровывающем продолжении 1997 года «Скорость 2: Круиз-контроль». Этот фильм, который стал серьезным разочарованием, был отмечен многочисленными ошибками, которых избежала оригинальная «Скорость». Отсутствие Грэма Йоста, который внес свой вклад в успех первой части, привело к переходу от трио лифт-автобус-метро к вышедшему из-под контроля круизному лайнеру, что привело к потере волнения и напряжения. При ошеломляющем производственном бюджете в 160 миллионов долларов фильму едва удалось окупить эту сумму в прокате, что фактически положило конец любым планам Fox по продолжению франшизы «Скорость».
Важно признать, что «Скорость 2» оказала минимальное влияние по сравнению с общим влиянием оригинального фильма. Хотя прошли годы с тех пор, как фильм был культурно значим, и де Бонту не удалось повторить свои предыдущие успехи, нет никаких сомнений в том, что «Скорость 2» запечатлела свою эпоху и в то же время превзошла ее.
Разработка и реализация практических эффектов продолжают впечатлять, но что действительно отличает этот фильм, так это глубина, достигнутая за счет сосредоточения внимания на узнаваемых персонажах и захватывающем повествовании — подвиг, который тем более примечательный в остросюжетном блокбастере.
Путь Спида на большой экран был весьма неожиданным, однако от идеи до производства и конечного продукта этот фильм удивительно близок к достижению кинематографического совершенства. Три десятилетия спустя он продолжает доставлять душераздирающие впечатления, от которых у зрителей перехватывает дыхание.
Смотрите также
- Обзор 6 серии 2 сезона «Кольца власти»: сериал решает одну проблему, но создает другую
- Почему Спенсера Рида нет в 16 сезоне «Мыслить как преступник»?
- 10 ретконов, которые исправили самые большие ошибки любимых кинофраншиз
- Поклонники WWE оплакивают Сида Вишеса после того, как легенда рестлинга умерла в 63 года после битвы с раком
- Обзор гражданской войны
- Почему Сара Дрю ушла из «Анатомии страсти»?
- Обзор премьеры Кайдзю № 8
- 10 событий DC, которые никогда не станут экранизациями
- The One Piece Pirate Crews, рейтинговые
- Assassin’s Creed Shadows: 40 деталей, которые нужно знать
2024-06-10 19:56