В «Омене», леденящем душу ужастике 1976 года, режиссер Ричард Доннер использовал такие элементы, как «Знак зверя», «Конец времен» и «Антихрист», чтобы сплести историю. В центре внимания фильма Роберт Торн, американский дипломат, которого убедили обменять ребенка его мертворожденной жены Кэти на другого новорожденного мальчика по имени Дэмиен. Этот переход положил начало череде ужасающих событий.
Поначалу жизнь в Лондоне приносит семье блаженство, но по мере взросления сына начинают происходить странные происшествия. Люди умирают при загадочных обстоятельствах, животные становятся агрессивными, а мальчик Дэмиен приходит в ярость, столкнувшись с церковью, причиняя вред своим родителям. В отчаянии отец Бреннан подозревает, что его сын — антихрист, и его опасения, возможно, не беспочвенны.
После своего дебюта «Омен» заслужил выдающуюся репутацию в киноиндустрии и среди любителей ужасов. Он послужил источником вдохновения для создания множества адаптаций, включая сиквелы, спин-оффы, римейки, а также получивший признание критиков приквел или перезагрузку под названием «Первое предзнаменование». Его влияние широко распространено; на него часто ссылаются, ему отдают дань уважения, пародируют и упоминают в различных средствах массовой информации. Темы фильма оказали неизгладимое влияние на жанр ужасов, сделав его любимой классикой.
Однако возникает вопрос: хорош ли The Omen ? Имеет ли он иммунитет к критике или потерял свой блеск? Неужели фанаты все это время просто поклонялись кощунственному золотому тельцу? Неужели фильм никогда не был таким святым, так сказать, с самого начала? По правде говоря, это не что-то из этого. Омен – хороший фильм, хотя и не лишен недостатков и проблем.
«Омен» (1976) — образец религиозного ужаса
Пугающая смерть и психологические элементы «Омена» сохраняются в сегодняшнем бурном социально-политическом климате.
Во время своего дебюта «Омен» выделялся как последнее дополнение к волне фильмов ужасов, которые глубоко повлияли на аудиторию благодаря религиозным темам, хотя эта тенденция продлилась недолго. До него были такие фильмы, как «Экзорцист», «Плетеный человек», «Алиса, сладкая Алиса» и «Ребенок Розмари». Эти фильмы широко исследовали религиозные концепции и углублялись в темную сторону культов и религиозных заговоров. Их ужас возник из-за бросания вызов общественным нормам, традициям и убеждениям.
В политически неспокойные 1960-е и 1970-е годы многие фильмы отражали проблемы той эпохи. Эти опасения включали в себя растущие социальные волнения, бунты, протесты, убийства и надвигающийся страх перед эскалацией холодной войны. Поскольку традиции рухнули, а будущее казалось неопределенным, чувство безнадежности и надвигающейся гибели охватило людей. Этот нигилистический взгляд нашел отражение в других поджанрах ужасов и многочисленных фильмах того периода, таких как «Женщина в клетке», «Возвышающийся ад» и «Приключения Посейдона». Независимо от жанра, эти фильмы отражают растущий пессимизм общества и потерю веры в будущее.
Через пятьдесят лет, в 2024 году, мы окажемся в знакомой ситуации. Политическая нестабильность, возникшая в конце 2010-х годов, сохранялась и в постпандемическую эпоху 2020-х годов, что привело к возрождению религиозного ужаса. Такие названия, как «Мидсоммар», «Ведьма» и «Непорочная», исследуют тьму внутри человечества, разрушение веры и извращенное извращение безопасности через призму религии.
Интригующим дополнением к возрождению фильма стал гибрид перезагрузки и приквела под названием «The First Omen», основанный на последнем выпуске The Omen. Это событие привлекло новое внимание к оригинальной классике 1976 года, заслуживающей значительного внимания. Самым пугающим аспектом The Omen, даже спустя столько лет, является его сверхъестественный резонанс с текущим временем. Это весьма поразительно и, возможно, является скорее отражением того, насколько небольшого прогресса мы достигли в мире с 1976 года, чем показателем непреходящего качества фильма. Несмотря на свой культовый статус, Омен по-прежнему глубоко укоренен в эпохе, в которой он был создан.
Ужасы «Омена» (1976) на самом деле не выдерживают критики
Некоторые темы и элементы «Омена» устарели и перегружены.
В классическом фильме ужасов «Омен» есть множество ужасных сцен и знаковых смертей, некоторые из которых были созданы с использованием практических эффектов до появления компьютерной графики. Хотя некоторые из этих эффектов сейчас могут показаться фальшивыми, другие остаются убедительными и яркими. Например, казнь отца Бреннана и повешение няни продолжают оставлять неизгладимое впечатление на зрителей, внося значительный вклад в непреходящее наследие ужасов фильма.
Тем не менее, религиозный ужас – это не столько насилие и кровавые смерти – это был хлеб с маслом слэшеров. Как и сама религия (пьянящая концепция, укорененная в человеческих эмоциях), религиозные фильмы ужасов представляют собой в основном психологические фильмы, которые нажимают на кнопки, на которые большинство не хочет нажимать. Они подрывают ожидания, нарушают естественные границы, оскверняют социальные нормы. и проникнуть в голову персонажа (и зрителя) и под его кожу. Как и его собратья по религиозным ужасам, Омен удается наводить ужас на зрителей в своих самых сильных сценах. Однако не все ужасы «Омена» одинаково высокого качества, особенно на тематическом уровне.
В 1970-х годах вещи, вызывавшие страх у обычного человека, не будут иметь такого же влияния в 2024 году из-за социального прогресса и изменения взглядов. Например, в ту эпоху религиозные верования имели значительный вес среди американцев, причем особенное влияние имело христианство. Религия глубоко укоренилась как источник комфорта, нравственности и безопасности. Его считали ценным институтом, заслуживающим защиты. Однако по мере того, как общество становилось более светским и модернизированным, религиозные верования и практики развивались, а роль религии в жизни людей менялась.
В этой интерпретации «Омен» изображал надвигающийся апокалипсис и снижение силы религии и церкви на фоне жестко традиционного и религиозного общества. Согласно Книге Откровения, появление Антихриста, представленного Дэмиеном Торном, ознаменовало конец света, как его называли. Семья Торн, включая человечество, казалась бессильной перед лицом надвигающейся гибели. «Омен» изобразил конец света как пугающе знакомый своей преимущественно консервативной и религиозной аудитории.
В отличие от прошлого, особенно в 2024 году, уважение к религии, особенно католицизму и христианству, снизилось. Этот сдвиг отчасти обусловлен разоблачениями морального разложения внутри религиозных орденов, которые когда-то пользовались значительным влиянием. Следовательно, религиозные институты подвергаются повышенному контролю и недоверию, подобно тому, как общество относится к правительству и корпорациям.
Современные религиозные ужасы часто представляют Церковь или другие религиозные институты как часть проблемы, ведущей к упадку общества. Иногда эти организации даже приводят к концу света. Религиозные общины изображаются как секретные преступные группировки. Добродетели, которые, как считается, прививает вера, вместо этого оказываются пустыми или лживыми. Для многих сегодняшних зрителей сверхъестественный Антихрист из «Омена» не так страшен, как люди, участвовавшие в его создании и продвижении. «Первое предзнаменование», с другой стороны, лучше исследовало эту тему.
Современной аудитории ужас в «Омене», основанный на сатанинских темах и предполагаемой опасности для Церкви и человечества, кажется чрезмерно преувеличенным и недостаточным. Элементы религиозного ужаса, которые привнес или на которые повлиял этот фильм, устарели и кажутся банальными или даже комичными. Несмотря на солидную игру актеров, излишне мелодраматичный и моралистический тон «Омена» подрывает его воздействие, делая его претенциозным и устаревшим. Благодаря такому звездному составу, как Грегори Пек, абсурдность фильма воспринималась легче.
«Омен» (1976) по-прежнему остается плодотворным религиозным фильмом ужасов
Несмотря на то, что «Омен» местами банален, он захватывает благодаря хорошему актерскому составу и музыке.
У «Омена» достойный актёрский состав. Вышеупомянутый Пек в роли злополучного главного героя, американский посол Роберт Торн, показал свою отличную игру. Он прошел путь от могущественной фигуры до жалкого и трагического беспорядка. Медленное разрушение его уверенности и психики, а также растущее чувство неверия, отчаяния и горя потрясают. Его партнер по сцене, Ли Ремик в роли трагической Кэтрин Торн, в равной степени передал ее беспокойство, тревогу, поражение и отставку. Их страх казался реальным, и поэтому сверхъестественные угрозы и чрезмерное безумие вокруг них также казались реальными. Их выступления по-прежнему сильны и привлекательны даже спустя почти 50 лет.
Напротив, в то время как образ отца Бреннана в исполнении Патрика Тротона выглядит нервным, невротичным, сочувствующим и неуклюжим, остальной актерский состав варьируется от чрезмерно преувеличенных до пресных. Угрожающее поведение Билли Уайтлоу в роли миссис Бэйлок и Дэвида Уорнера в роли Кита Дженнингса настолько очевидно, что сложно поверить в него. Однако они компенсируют это своей ужасной и славной смертью. Остальные актеры либо жесткие и правильные, либо нереально широкие и пустоглазые в изображении ужаса и безумия.
В этом образе пятилетний Харви Спенсер Стивенс превратился в леденящую душу фигуру Дэмиена Торна, Антихриста. При минимальной актерской игре процесс монтажа и, возможно, присущее Стивенсу обаяние усилили, казалось бы, обычные детские занятия. Истерики, плач, празднование дней рождения, езда на трехколесном велосипеде, сон и даже улыбка приобрели новый ужасающий смысл.
Выяснилось, что культовый и пронзительный последний кадр Дэмиена в «Омене», злобно улыбающегося в камеру, был незапланированной импровизацией актера Харви Стивенса. Сообщается, что он просто делал то, что инстинктивно приходило к дружелюбному и любопытному мальчику. Этот неожиданный поступок принес ему премию «Золотой глобус». Неудивительно, что даже спустя 50 лет его слава жива и здорова. Он продолжает встречаться со своими преданными поклонниками и раздавать им автографы в сопровождении своего культового трехколесного велосипеда.
А еще есть счет. Красивая, восхитительно злая музыка. Саундтрек к фильму «Омен», написанный талантливым Джерри Голдсмитом, является одним из самых запоминающихся и плодотворных произведений в жанре ужасов и кино в целом. Даже те, кто не знаком с фильмом, услышали потрясающую музыкальную тему «Ave Сатани». Даже после того, как на нее миллионы раз ссылались и пародировали, песня остается такой же величественной и эпической, как и прежде, как в контексте, так и вне его.
Остальные части саундтрека столь же впечатляющие, эффективно передающие растущее беспокойство и дисгармонию в ключевых моментах. Примечательными примерами являются сцены, показывающие смерти, ранения или загадочные сверхъестественные явления, такие как нападение на сафари и взрыв Дэмиена в церкви. Музыка Голдсмита, наряду с ведущими выступлениями и выдающимися моментами, — это то, что поддерживает жизнь The Omen.
Хотя «Омен» — признанная классика, в нем есть определенные аспекты, указывающие на его возраст. Драма временами кажется преувеличенной, а некоторые пугающие моменты кажутся скорее банальными, чем пугающими. За десятилетия тема Антихриста потеряла часть своего влияния, отчасти из-за неутешительных последователей «Омена». взлеты, ненужный ремейк и сомнительный приквел, который находился на тонкой грани между римейком и мягкой перезагрузкой. Тем не менее, классика жива по уважительной причине.
Темы «Омена» продолжают находить отклик у зрителей и сегодня. Увлекательная человеческая история, воплощенная в жизнь талантливым актерским составом, до сих пор не дает нам покоя. Кроме того, ничто не сравнится с ознобом, который мы получаем от тревожных детских персонажей. Хотя не всех может напугать концепция Антихриста или библейского конца времен, жуткая улыбка молодой демонической фигуры наверняка вызовет дрожь по спине у любого. И давайте не будем забывать о превосходной музыке, которая дополняет общую атмосферу и делает этот классический фильм ужасов обязательным к просмотру.
Омен (1976) сейчас транслируется на Disney+, Hulu и Prime Video.
Смотрите также
- Обзор 6 серии 2 сезона «Кольца власти»: сериал решает одну проблему, но создает другую
- Патч для PS5 24.06-10.01.00, надеюсь, решит проблемы с графикой, вызванные недавним обновлением прошивки.
- Почему Спенсера Рида нет в 16 сезоне «Мыслить как преступник»?
- 10 ретконов, которые исправили самые большие ошибки любимых кинофраншиз
- Поклонники WWE оплакивают Сида Вишеса после того, как легенда рестлинга умерла в 63 года после битвы с раком
- Джордж Мартин анонсирует выпуск «Дома Дракона… раскраски»
- Обзор гражданской войны
- Блич: объяснение отношений Ичиго и Орихиме
- Почему Сара Дрю ушла из «Анатомии страсти»?
- Обзор премьеры Кайдзю № 8
2024-04-13 18:25