Как киноэнтузиаст, который провел бесчисленные часы, анализируя тонкости повествований о путешествиях во времени и человеческой психике, меня постоянно тянет к шедевру Терри Гиллиама «12 обезьян». Посмотрев этот фильм несколько раз на протяжении многих лет, я могу с уверенностью сказать, что это одна из тех редких жемчужин, которая с возрастом становится только лучше.
Как любитель кино, я никогда не думал, что вышедший еще в 1995 году фильм Терри Гиллиама «12 обезьян» может так точно отразить нашу нынешнюю реальность. Перенесемся в 2024 год: кажется, что эта антиутопическая загадка путешествия во времени предсказала многие аспекты мира, в котором мы живем сегодня — упадок городов, подпольный терроризм, корпоративный обман, эпоху дезинформации и многое другое. Это почти жутко, насколько пророческим оказался этот фильм.
Фильм «12 обезьян» режиссера Гиллиама сразу же имел успех после выхода на экраны и с тех пор продолжает удерживать культовый статус. Как и многие его работы, этот фильм остается несколько далеким от основной аудитории, его часто называют слишком мрачным и своеобразным, чтобы стать культурной иконой, как другие фильмы той эпохи, такие как «Парк Юрского периода» или «Назад в будущее». Тем не менее, я считаю, что Гиллиам создал сложный, но полезный кинематографический опыт с «12 обезьянами» — как хорошее вино, он со временем стал только более убедительным, крепким и заставляющим задуматься.
История «12 обезьян» начинается в слишком знакомом мире после пандемии
В фильме рассказывается о миссии маловероятного героя по спасению будущего
Действие фильма «12 обезьян» разворачивается в мрачных зимних условиях, среди развалин Питтсбурга после катастрофической вирусной пандемии, которая уничтожила человечество и превратила некогда процветающую цивилизацию в руины. Теперь дикие существа правят Землей, поскольку последние остатки человечества ушли под землю. Правительство и выжившие ученые привлекают бывшего заключенного по имени Джеймс Коул (которого играет Брюс Уиллис), чтобы тот вернулся на поверхность и собрал образцы животных для дальнейшего изучения этой смертельной болезни.
Однажды Коулу поручается уникальная задача: используя элементарное устройство для путешествий во времени, он должен отправиться в 1996 год, чтобы собрать незараженный образец чумной бактерии. Ученые полагают, что изучение его в исходном состоянии может привести к созданию вакцины и, в конечном итоге, к излечению от этой болезни. Если он успешно завершит эту миссию, Коул получит полное прощение за свои прошлые преступления (в фильме не уточняется характер его преступлений). Однако ученые предостерегают Коула не менять ход истории, пока он готовится к путешествию. Перед отъездом его преследует странный сон: женщина преследует мужчину, которого затем застрелили в аэропорту.
В 1990 году вместо 1996 года из будущего неожиданно прибывает Коул. Дезориентированный путешествием во времени, он помещен в психиатрическую лечебницу под присмотром доктора Кэтрин Рэйли (Мадлен Стоу). Сначала она отвергает его разговоры о чуме и его миссии, но обнаруживает, что ее таинственным образом тянет к нему. Тем временем Коул встречает Джеффри Гойнса (Брэд Питт), эксцентричного защитника окружающей среды, который находит интригу в миссии Коула, особенно идею вирусной чумы как средства, позволяющего животным вернуть Землю. Позже Коула вызывают обратно в его время, оставляя после себя пустую камеру. Это только усиливает любопытство доктора Рейли к странным рассказам Коула.
В дальнейшем Коул сообщает учёным, что его миссия закончилась неудачно, так как он зашёл слишком глубоко в прошлое. Впоследствии похитители Коула раскрывают ему дополнительные подробности: видео, найденное в прошлом, связывает чуму с Гойнсом и организацией, известной как «Армия 12 обезьян». Впоследствии Коул оказывается в 1996 году, где вновь встречает Райли, у которой развился живой интерес к тому, что она называет «комплексом Кассандры» — способности предвидеть будущее, но неспособности его изменить. Коул похищает Райли и отправляется на поиски Гойнса и Армии 12 обезьян. Со временем они обнаруживают, что благодаря махинациям своего богатого отца Гойнсу удалось сбежать из приюта и получить работу в лаборатории, специализирующейся на смертельных заболеваниях.
Постепенно Райли убеждается, что Коул был правдив в отношении своего будущего и своей цели. Вместе они преследуют Армию 12 Обезьян и обнаруживают, что их план не вращается вокруг чумы; вместо этого его цель – освободить животных зоопарка, как давно обещал Гойнс. Коул решает остаться в 1996 году с Райли, и они решают отправиться во Флорида-Кис, поскольку чума скоро разразится. В аэропорту Райли опознает ученого (Дэвида Морса) из той же лаборатории, что и Гойнс, и понимает, что именно этот человек, а не Гойнс, обрушивает чуму на человечество.
У «12 обезьян» скользкий сюжет и почти бессмысленный замысел
Фильм воплощает одну из основных художественных тем Терри Гиллиама.
Просмотр «12 обезьян» может оставить у вас больше загадок, чем решений. Например, Коул утверждает, что не может изменить будущее, но привел ли его разговор с Гойнсом в 1990 году к возникновению чумы? Почему ученые будущего не раскрывают Коулу все свои данные с самого начала, которые могли бы помочь ему в его миссии? И что самое интригующее, почему они выбрали несколько тупого преступника для решающего задания в путешествии во времени, призванного спасти будущее?
В фильме Гиллиама «12 обезьян», созданном по сценарию Джанет и Дэвида Пиплс (в частности, авторов классического научно-фантастического фильма «Бегущий по лезвию»), намеренно вызывает у зрителей неуверенность, и этот метод эффективен. . Суть «12 обезьян» не в примирении прошлого и будущего; вместо этого он углубляется в то, как люди обрабатывают информацию. Например, безумие Гойнса, похоже, проистекает из его борьбы со сложными данными. Коул, несмотря на то, что выглядит солдатом, кажется неэффективным, потому что ему трудно осмыслить всю информацию о прошлом, настоящем и будущем. Даже Рейли, которая кажется разумной, постепенно теряет самообладание, когда узнает больше о Коуле и его миссии.
Как киноман, очарованный тонкостями кино, я должен признать, что разгадка загадки 12 обезьян заставляет даже самых проницательных зрителей чесать затылки. Частично эта путаница возникает из-за преднамеренного включения в фильм несоответствий и логических лазеек, что характерно для повествований о путешествиях во времени, таких как Назад в будущее, часть II. Действительно, независимо от того, насколько хорошо написан сценарий путешествия во времени, его логику можно разгадать при достаточном размышлении. Что отличает 12 обезьян, так это то, что Гиллиам развивает эту концепцию дальше, предполагая, что сама Вселенная принципиально непостижима. В его глазах безумие могло быть нашей высшей добродетелью. Ведь сумасшедшие не отягощены необходимостью осмысливать окружающий мир.
В произведениях Гиллиама часто встречается тема, где сумасшедшие изображаются героями. Например, в «Короле-рыбаке» он изображает уличных мальчишек искателями Святого Грааля; в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» мы видим одурманенного наркотиками Рауля Дьюка, отправляющегося в приключение; а в «Человеке, который убил Дон Кихота» выделены вспышки маниакального режиссера. Гиллиам, бывший участник группы «Монти Пайтон», часто рассматривает творчество как форму безумия — уникальную силу, которая может помогать и мешать людям. В «12 обезьянах» режиссер представляет безумие как заразу, поражающую таких персонажей, как Гойнс, Коул, Рэйли Стоу и биотеррорист Дэвида Морса. Это безумие дает им власть над обществом, одновременно освобождая их от его ограничительных систем.
Вполне возможно, что зрители могут задаться вопросом, сам ли Коул создал всю сюжетную линию, поскольку «Гиллиам и народы» рассказывают фильм с его точки зрения. На протяжении всего фильма Коул разговаривает с невидимыми товарищами и пытается понять свою цель. Несмотря на то, что ему сказали, что он не может изменить историю, похоже, он это делает — сначала случайно вызвав идею Гойнса о чуме, а затем оставив сообщения на голосовой почте, на которые будущие ученые отвечают, отправляя других назад во времени.
Итак, возможно ли, что Коул обладает способностью изменить будущее? Может быть, ученые его обманули? Также вполне вероятно, что все повествование с его повторяющимися циклами и сценами, похожими на сны, может быть просто сном. Или, возможно, это служит формой наказания, которое могло бы объяснить некоторые недостатки ученых и выбор ими скромного осужденного для столь ответственной задачи. Однако ни одна из теорий не отражает полностью всех тонкостей, присутствующих в «12 обезьянах».
Визуализация и актерский состав «12 обезьян» идеально передают безумие фильма
Звезды фильма продемонстрировали звездную, но нестандартную игру
В фильме «12 обезьян» режиссер намеренно использует схожие приемы и эстетику камеры в важных моментах, которые отражают борьбу персонажей и мира за сохранение контроля над реальностью. Например, во время допроса Коула его учеными и охранниками мы видим, как они едят и курят за длинным столом, требуя от него информации. Работа камеры также вызывает тревогу: она отказывается оставаться устойчивой и вместо этого передает страх и дискомфорт Коула. Этот эпизод также включает в себя своеобразное сферическое устройство для допроса, которое напоминает устройство, которое Гиллиам разработал для своего предыдущего научно-фантастического фильма «Бразилия». Позже режиссер использует идентичные методы кадрирования во время последующих допросов Коула врачами приюта. Эта закономерность повторяется в сценах, происходящих в тюремных камерах Коула. Режиссер часто снимает Коула крупным планом или сверху, а затем использует те же приемы при съемке сцен с Коулом в его камере для убежища.
Может быть, Терри Гиллиам в своем изображении предполагает, что полуразрушенные подземные переходы будущей тюрьмы Коула и обветшалые палаты приюта имеют поразительное сходство? И даже городские условия, такие как универмаг или оживленный перекресток, за 40 лет претерпели минимальные изменения. Это может означать, что, несмотря на нашу постоянную озабоченность будущим, на самом деле мало что изменилось? Другими словами, возможно, Гиллиам намекает на идею о том, что цивилизация, какой мы ее знаем, всегда была состоянием антиутопии.
«12 обезьян», сходство которых напоминает наш нынешний мир 21-го века, создают захватывающий, но неприятный опыт просмотра. Фильм приобрел популярность в 1995 году, отчасти благодаря Брюсу Уиллису, который к тому времени уже пользовался большой кассовой популярностью. В этой роли он демонстрирует одну из своих лучших ролей добросердечного, но постоянно сбивающегося с толку Коула. Несмотря на сцены ярости, хаоса и слюнотечения, Уиллис никогда не выглядит радостным или маниакальным. Вместо этого Коул изображается жалким и заслуживающим сочувствия, что резко контрастирует с его жестким имиджем звезды боевиков. Постоянная соратница Терри Гиллиама, Мэдлин Стоу, также демонстрирует впечатляющую игру. Ее персонаж начинается как голос разума, но постепенно превращается в причудливую фигуру, похожую на Коула, роль, которая требует тонкого баланса и, возможно, является самой сложной в фильме.
В данном случае награда MVP (Самый ценный игрок) достается Брэду Питту. К 1995 году он уже зарекомендовал себя как видная фигура в Голливуде, сыграв такие роли, как «Легенды осени», «Интервью с вампиром» и «12 обезьян». Терри Гиллиам, режиссер «12 обезьян», применил нетрадиционный подход, чтобы добиться от Питта исключительной игры — он лишил его традиционной привлекательности. Легендарный тренер по актерскому мастерству Ли Страсберг однажды предположил, что Пол Ньюман обладает способностью превзойти Марлона Брандо в актерском таланте, но привлекательные черты Ньюмана не позволили ему когда-либо углубляться в свой более глубокий потенциал. «12 обезьян», похоже, подтверждают идею о том, что красивая внешность может позволить актерам полагаться только на свою славу, и Питт является ярким примером этого явления.
В фильме «12 обезьян» Брэд Питт носит темные контактные линзы, растрепанные светлые волосы и значительно похудевшее телосложение. Его игра интенсивна, каждая строчка сопровождается тонким сопровождающим жестом, как, например, в его первой сцене с Уиллисом в психиатрической больнице. Позже есть сцена, где голый зад его персонажа создает хаос в спальной палате. Несмотря на комедийный подтекст, Питт никогда не чувствует себя неуместным в роли комика. Вместо этого он наполняет Гойнса тревожной смесью невинности и угрозы, оставляя зрителей в неуверенности относительно его персонажа на протяжении большей части фильма.
Питт, конечно же, впоследствии стал легендой кинематографа, став оскароносным продюсером таких фильмов, как 12 лет рабства. Он также получил награду за лучшую мужскую роль второго плана за роль трясущегося пресса в фильме Однажды… в Голливуде. В более широком контексте его карьеры эта победа на «Оскаре» выглядит примирительной. Поклонникам, желающим увидеть, как Питт показывает свою лучшую игру, стоит посмотреть не дальше, чем «12 обезьян».
12. Горько-сладкий вкус обезьян делает его сегодня более актуальным, чем когда-либо прежде
Мрак и нигилизм фильма опередили свое время
«12 обезьян» по-прежнему остается фильмом, который сохраняет захватывающую остроту. Как и многие фильмы начала 90-х, он изобилует эстетикой гранжа и изображает персонажей, олицетворяющих страдания. Немногим фильмам удается достичь такого уровня нигилизма, который, учитывая нынешние обстоятельства пандемий, авторитарных лидеров и недостаточное финансирование государственных служб, может вызвать у современных зрителей чувство еще большего уныния, чем в 1995 году. Однако Гиллиам тонко наполняет фильм определенные элементы, которые предполагают, что это может быть не так мрачно, как кажется на первый взгляд… или, возможно, это может быть даже более мрачно.
«12 обезьян» с захватывающей интригой, характерным эксцентричным стилем производства Гиллиама и захватывающей игрой делают этот фильм вечным, вызывающим постоянное обсуждение и интерпретацию. Возможно, он не будет иметь такого культового статуса, как такие фильмы, как «Контакт», вышедший два года спустя. Тем не менее, «12 обезьян» блестяще демонстрируют Гиллиама в зените его творчества, исследуя такие глубокие темы, как безумие, общество и сущность времени. Есть ли в «12 обезьянах» скрытый оптимистичный поворот? Или повествование сводится к простым проявлениям заблуждения одного человека? Смотрите и будьте готовы к разговорам, заставляющим задуматься.
12 Monkeys теперь доступны для просмотра и владения как в физическом, так и в цифровом формате.
Смотрите также
- Индиана Джонс и Большой круг: все места книги приключений в Гизе
- Прохождение «Индиана Джонс и Большой круг» (очень сложно) — Искупления и финальная битва с боссом (Ирак)
- «Вывел безумие игр на новый уровень»: создатель игры Squid объясняет молодой ансамбль второго сезона
- Дюна: Пророчество: объяснение таинственной силы Десмонда Харта
- Существа-коммандос: объяснение предыстории доктора Фосфора
- Императоры-близнецы, мертвые принцы и кровавые предательства: реальная история «Гладиатора II»
- Джей Би Смув снимается и потенциально сыграет главную роль в жизнерадостной анимационной комедии — отчет
- Регулус Блэк, объяснение: кто такой Р.А.Б. в Гарри Поттере?
- Оказывается, это не зомби Киллиан Мерфи в трейлере «28 лет спустя»
- Расширенный эпилог «Моей геройской академии» снова подвел фанатов!
2024-12-28 00:07