Как опытный кинокритик с более чем тридцатилетним опытом работы за плечами, я видел все — от возвышенного до смешного, от новаторского до совершенно причудливого. Но ни один из них не оставил меня настолько разобщенным и заинтригованным, как франшиза «Грязный Гарри». Я вырос в бурные 70-е и хорошо помню культурный переворот, который так остро отразился в этих фильмах.
Жестокость полиции всегда вызывала споры и часто приводила к печальным событиям. За последние несколько лет эта тема привлекла значительное внимание в обществе, но эта дискуссия продолжается уже многие десятилетия, ее следы прослеживаются еще в 1971 году, когда Дон Сигел снял Клинта Иствуда в фильме «Грязный Гарри«.
В фильме «Грязный Гарри» с участием одного из самых спорных антигероев кинематографа Клинт Иствуд играет Гарри Каллахана, полицейского, мораль которого слегка нарушена, но достаточно эффективна, чтобы выполнить свою работу, независимо от обстоятельств. В этом фильме его миссией было выследить безжалостного Убийцу Скорпионов. Чтобы задержать этого опасного человека, Гарри часто приходилось применять тактику, которая была почти такой же жесткой и сомнительной, как и преступник, которого он преследовал. Этот культовый тип персонажа, «мошенник-полицейский, устанавливающий свои собственные правила», постоянно вызывает жаркие политические дебаты из-за своего противоречивого характера.
Что такое спор о «Грязном Гарри»?
Сегодня это так же актуально, как и когда-либо
Еще в 1971 году, когда состоялась премьера фильма «Грязный Гарри», Америка все еще была глубоко потрясена леденящими душу преступлениями, послужившими ее основой, — убийствами Зодиака. Несмотря на неустанные усилия правоохранительных органов, им так и не удалось задержать преступника или окончательно разоблачить его перед общественностью. Это заставило многих усомниться в способности властей защитить граждан от таких психопатов. В результате возникла идеальная среда для выпуска фильма о полицейском, который идет на все, чтобы защитить других. Возник интригующий вопрос: как аудитория отреагирует на эту концепцию?
Первоначально перед съемочной группой фильма стояла задача подбора актеров. В современном контексте Клинт Иствуд прочно ассоциируется с консервативными взглядами, что делает его идеальным выбором на такую роль. Однако в начале 70-х Иствуд был больше известен как харизматичная и модная фигура, а не как политическая икона. Это сделало его неожиданным выбором на роль сурового персонажа Грязного Гарри, который должен был олицетворять гнев молчаливого большинства. Первоначально подобные роли предлагались откровенным консерваторам, таким как Джон Уэйн и Фрэнк Синатра, прежде чем Иствуд в конце концов получил эту роль.
Когда ни один из этих актеров не согласился на роль, продюсеры «Грязного Гарри» рассмотрели таких известных личностей, как Берт Ланкастер и Пол Ньюман. Однако оба отказались от проекта из-за противоречивого характера сценария. Прежде чем окончательно отказаться, Ньюман предложил взять на роль Грязного Гарри Клинта Иствуда.
Если задуматься об этом сейчас, становится ясно, что фильм Грязный Гарри не уклонился от изображения дани уважения полиции. Фактически, фильм начинается с дани уважения павшим офицерам полицейского управления Сан-Франциско, агентства, печально известного своей неспособностью поймать Зодиакального убийцу и своей историей расового профилирования. Та же самая расовая предвзятость явно рассматривается в Грязном Гарри, когда суперинтендант Каллахана не решается развернуть наблюдение на крыше в преимущественно чернокожем районе Сан-Франциско, чтобы преследовать Убийцу Скорпионов.
Кроме того, Грязный Гарри изображен как персонаж, который твердо придерживается своих убеждений до такой степени, что стреляет в мелкого преступника в волнующей первой сцене фильма. Эта сцена не только предотвращает ограбление банка, но также включает в себя поедание хот-дога и использование одной из самых узнаваемых угроз в кино.
Вступительная сцена в Грязном Гарри очень хорошо отражает дискуссионный характер фильма. Было ли уместно, чтобы зрители получали удовольствие от сомнительных действий правоохранителя, роль которого заключалась не в наказании преступников за их деяния, а в охране улиц нашего города? Это одна из основных причин, почему изображение (и, возможно, одобрение) жестокости полиции в фильме «Грязный Гарри», вышедшем в 1971 году, вызвало споры среди многих. Во время вручения премии «Оскар» демонстранты удерживались снаружи. таблички с надписью: «Грязный Гарри — грязная свинья.
За последнее десятилетие репутация Грязного Гарри стала все более сложной. Во многом это связано с ростом движений за социальную справедливость, что заставляет некоторых сомневаться в том, соответствует ли этот фильм, несмотря на его высокую производственную ценность и фактор удовольствия, общественным ценностям, которые мы должны поддерживать. Однако эти дебаты уже присутствовали, когда фильм впервые вышел.
Как критики отреагировали на первый выпуск «Грязного Гарри»?
Хороший полицейский, плохой полицейский
После дебюта «Грязного Гарри» в кинотеатрах мнения критиков разделились. Примечательно, что известный кинокритик Полин Кель заявила, что фильм поддерживает фашистскую идеологию. Она утверждает это, предполагая, что фильм искажает идею справедливости и превращает зло в мистическую силу. В своих произведениях она выражает эту идею, заявляя, что в фильме справедливость изображена неоднозначно, а зло представлено как почти метафизическое существо.
В фильме показано, что законы, призванные защищать права обвиняемых, рассматриваются не как решение, позволяющее предотвратить притеснение малоимущих со стороны правоохранительных органов и судебной системы, а скорее как щит для злонамеренности, оторванный от любого социального контекста.
Как киноэнтузиаст, я бы перефразировал это следующим образом: наблюдения Полины Кель вращаются вокруг того, как Грязный Гарри изображает Убийцу Скорпионов – хладнокровного, безжалостного человека, готового убивать невинных, как школьников, просто за деньги. Кажется, этот фильм доказывает, что действия Гарри, какими бы жестокими они ни были, оправданы, потому что они направлены на то, чтобы остановить этого безумца. Итак, когда Гарри во время критической сцены с силой наступает на ногу Скорпиона, фильм, кажется, побуждает нас аплодировать Каллахану за его жажду возмездия такому бесчеловечному злодею.
Напротив, некоторые критики и зрители находят такие напряженные сцены морально сомнительными. Хотя нельзя отрицать, что Убийца Скорпионов — чудовищная фигура, которую необходимо остановить, чрезмерное насилие может привести к еще большему насилию, и использование подобных экстремальных методов не превратит вас в героя. В лучшем случае он навешивает на вас ярлык антигероя, что соответствует сложному наследию двусмысленности Грязного Гарри.
Как Грязный Гарри помог создать антигероя?
И оставил после себя сложное наследие в процессе
Со времени выхода «Грязного Гарри» критика Полины Кель по поводу фильма дошла до Клинта Иствуда, заставив его почувствовать решительное несогласие с ее мнением. В результате он написал опровержение в «Village Voice», одна часть которого гласила:
Вместо того чтобы сосредотачиваться на типичном повествовании обвиняемого, давайте поэкспериментируем с фильмом, сосредоточенным вокруг жертвы. Как только эта идея предлагается, Полина Кель кричит «фашизм», другой голос кричит «Гитлер», а различные публикации клеймят Дона Сигела и меня такими же безжалостными, как Аттила Гунн.
Действительно, можно сказать, что резкая критика и общественная реакция на «Грязного Гарри» оказали влияние на Иствуда. Это влияние было настолько глубоким, что, когда пришло время создавать продолжение «Великой силы», фильм целенаправленно продемонстрировал, что Гарри не был фашистским персонажем.
В первом фильме Каллахан, кажется, уходит из полиции из-за своего неодобрения снисходительности полиции Сан-Франциско, позволившей Убийце Скорпионов сбежать, учитывая жестокие методы, которые Гарри использовал для его задержания. Однако эта причина его выхода на пенсию не упоминается во втором фильме. Вместо этого сюжетная линия сосредотачивается на том, как Гарри пытается помешать группе несомненно коррумпированных офицеров-мотоциклистов совершить незаконные убийства криминальных деятелей в Сан-Франциско.
Со временем Клинт Иствуд еще раз повторил свою роль Грязного Гарри, появившись в фильме под названием «Инфорсер». В отличие от предыдущих частей, в этом фильме антагонисты превратились из коррумпированных полицейских в группу радикалов, созданную по образцу Симбионической освободительной армии. В этой сюжетной линии эти подпольные экстремисты похищают мэра Сан-Франциско и требуют выкуп на острове Алькатрас, вместо того, чтобы сеять хаос в рядах правоохранительных органов.
В фильме «Внезапный удар» Клинт Иствуд поменялся амплуа с актера на режиссера и сосредоточил сюжетную линию на запутанных гендерных отношениях. В этом конкретном повествовании главный герой Гарри преследует безжалостного преступника, который не просто убивает людей, но совершает гротескные действия, стреляя из огнестрельного оружия в их частные места. Загадка разворачивается в причудливом прибрежном городке в Северной Калифорнии, где Гарри пересекается с талантливой художницей по имени Дженнифер Спенсер (в исполнении Сандры Локк, которая во время съемок была настоящей супругой Иствуда).
После бурных отношений со Спенсер Гарри с шоком обнаруживает, что она и есть та самая преступница, которую он преследует. Несколькими годами ранее Спенсер вместе со своей сестрой подверглась жестокому групповому изнасилованию и с тех пор жаждет отомстить. Как и многие фильмы того времени, Внезапное воздействие использует графические изображения сексуального насилия, чтобы исследовать женоненавистническую жестокость, а также стремится возбудить и заинтриговать аудиторию. При необычном повороте событий Каллахан решает освободить Дженнифер, подразумевая, что ее действия были оправданы и противоречат точке зрения против бдительности, выраженной в конце Magnum Force.
Последний фильм «Грязного Гарри» под названием «Мертвый пруд» — наименее политический и самый запоминающийся фильм в сериале. Вместо этого он больше похож на итальянский Джалло, поскольку его история вращается вокруг убийств актеров и членов съемочной группы, снимающих фильм ужасов в Сан-Франциско. Однако этот фильм также дал Клинту Иствуду шанс нанести последний удар Полине Кель, создав персонажа — кинокритика — которого жестоко убивает злодей.
В совокупности сериал «Грязный Гарри» создал множество ситуаций, в которых такой персонаж, как Гарри Каллахан, мог преуспеть, отсекая излишки и предпринимая решительные действия, чтобы спасти положение. Этот образ, в свою очередь, внушил многочисленным кинозрителям мысль о том, что крайние меры оправданы при задержании преступников. Однако это вызывает дискуссию: не является ли такое поведение лишь усилением социальных проблем, а не их решением? Например, противоположные взгляды на Грязный Гарри можно найти в критике Полины Кель по сравнению с точкой зрения Роджера Эберта, где Эберт хвалит фильм за его суровый реализм.
Более вероятно, что фильмы отражают социальные нормы, а не способствуют изменениям, и важно помнить, что обвинение фильмов в социальных проблемах может означать неправильное понимание причинно-следственной связи.
По сути, когда дело доходит до дебатов о «Грязном Гарри», каждый в зале должен принять собственное мнение. Оба аргумента имеют свои основания, но ясно то, что люди будут продолжать смотреть «Грязного Гарри», находя его одновременно интересным и тревожным – свидетельство одного из самых спорных популистских фильмов, когда-либо созданных.
Смотрите также
- Мыслить как преступник: судьба каждого главного героя в конце сериала
- Объяснение концовки «Еретика»
- Матч Блю Лока против сборной Японии U-20 уже стал разочарованием
- 10 самых диких сюжетных линий «Девочек Гилмор»
- Почему Пингвин убил своего самого важного союзника
- Объяснение финала «Пингвина»
- Всемогущество в Боруто: Два Синих Вихря слабее, чем думают фанаты?
- 10 лучших наборов LEGO Minecraft 2024 года
- Веном: 20 лучших цитат из фильма
- 35 самых сильных персонажей «Игры престолов» в официальном рейтинге
2024-11-17 03:08