Как давний поклонник Studio Ghibli и ее глубокого повествования, я глубоко тронут повествованием о принцессе Мононоке. Проведя годы, работая в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, я не могу не видеть параллелей между миром Айронтауна и нашим современным обществом.
«Принцесса Мононоке» глубоко углубляется в символические образы и скрытые смыслы, затрагивая сложные темы, такие как конфликты, страдания, ранящие переживания, повторяющаяся спираль насилия, истощение лесов и безудержная индустриализация. Второстепенный главный герой, принц Ашитака, оказывается в сложной ситуации, находясь на границе между Железным городом и священным Кедровым лесом, домом древних существ и хранителей природы.
В фильме Ашитака не хотел участвовать в конфликте; вместо этого он стремился защитить свое сообщество от разрушительного духа, замаскированного под бога-кабана, ставшего демоном. Однако он втягивается в разрушительную войну, когда этот демонический кабан заражает его своим проклятием. Роль проклятия в фильме и лежащее в его основе послание значительны и значимы.
Демон-кабан и его прощальные слова
Наго хочет, чтобы Ашитака почувствовал его страдания
В уединенной деревне, населенной Ашитакой и его племенем Эмиси, спокойствие внезапно нарушается, когда колоссальный потусторонний монстр, известный как Татари-Гами, нарушает их границы. Этот монстр, внушительных размеров и огромной силы, оставляет после себя выжженную землю и увядающую растительность. Стремясь сохранить мир в своей деревне, Ашитака быстро садится на своего красного лося Якула, чтобы вступить в бой с этим существом. Сначала он предпринял дипломатическую попытку, вежливо попросив его покинуть их земли, но вскоре обнаружил, что монстра это не испугало. Не имея другого выбора, Ашитака переходит в оборону, выпуская в его сторону залп стрел.
В этой версии событий Ашитака сражается с чудовищным духом, но ценой огромной цены. Он оказывается запутавшимся, когда щупальца демона обвивают его руку. Последствия оставили у него мучительную болезнь на левом предплечье, которая не заживала. Мудрый старец Эмиши бросается к павшему существу, проявляя к нему почтение и сочувствие. Она клянется построить курган на месте его упокоения.
Щупальца отступают, обнажая огромного кабана по имени Наго. Несмотря на попытки Эмиши урезонить его или проявить сочувствие к его страданиям и предстоящей кончине, Наго отвергает их как «презренных людей». Перед смертью он предупреждает их, что вскоре они испытают его ненависть и испытают ту же боль, что и он. Вместо того, чтобы принять ответные меры, Эмиси остаются стойкими в своей клятве и стремятся понять, почему кабан пришел в такую ярость.
Старейшина Эмиши признает, что кабан превратился в демона из-за железной пули, вонзившейся ему в грудь и наложившей на него проклятие. Она сообщает Ашитаке, что кабан символизирует его судьбу, поскольку проклятие теперь коснулось и его. Железное проклятие действует непрерывно, и Ашитака не может остановить его развитие. Все, что он может сделать, это управлять своими ответными действиями. Проклятие существует для того, чтобы загрязнять, причинять боль и продолжать распространяться. Ашитака прислушивается к последнему указанию своего матриарха, предпочитая встретить свою судьбу с пониманием, а не с враждебностью. Именно это имела в виду матриарх, когда советовала ему «смотреть глазами, затуманенными гневом».
В конце концов, Ашитака понимает, что Наго, а не он, никогда не был их противником. Это не Наго подвергся проклятию , скорее, именно это проклятие вызвало его агонию, мучение, которое он не мог облегчить. Теперь перед Ашитакой стоит задача определить, как эти нежелательные страдания повлияют на него. Он может позволить этому одолеть его и передать недуг другим в бесконечном цикле, или он может искать другой путь. Его первоначальный шаг — выяснить, где находится источник проклятия.
Как проклятие пытается изменить Ашитаку
Леди Эбоши и потребности Железного города
Продолжая свое путешествие, я обнаруживаю, что проклятие меняет не только мой внешний вид; это также влияет на меня так, как я даже не мог себе представить. Когда я чувствую прилив гнева, проклятие проявляется на моей руке, и его сила усиливается. Иногда проклятие даже берет на себя управление, пытаясь направлять мои действия.
Когда Ашитака встречает леди Эбоши, она открыто обсуждает свое проклятие. Кажется, она не обращает внимания на беспокойство лесных существ. Что ей кажется важным, так это то, что ее производство железа отрицательно влияет на Ашитаку, потому что он человек, и он тот, кого она находит привлекательным. Небрежное отношение госпожи Эбоши раздражает Ашитаку, поскольку он сочувствует кабану и видит, что она, похоже, не слишком обеспокоена разрушительной цепочкой событий, которую она запускает.
1. Злоба захватывает контроль над рукой Аштиаки, побуждая его дотянуться до меча, но Аштиака останавливает это движение другой рукой. Леди Эбоши комментирует, что проклятая рука Аштиаки хочет причинить ей вред. Это проклятие символизирует непродуктивную смесь гнева и агонии, не имеющую выхода. Муки, вызванные его собственными страданиями и неправильным использованием земли госпожой Эбоши, подпитывают эту злобу. Он жаждет уничтожить врага, выделить что-то в качестве цели, точно так же, как демон-кабан Наго сделал своей целью племя Аштиаки.
Ашитака понимает то, что бог-кабан забыл из-за страданий. Несмотря на то, что его проклятая рука способна лишить ее жизни, он размышляет о потенциальных последствиях такого действия — оно просто продлит цикл насилия. Вместо этого он выбирает более сложный путь: пережить собственную боль, попытаться понять действия госпожи Эбоши и, в конечном итоге, разработать стратегию, чтобы положить всему этому конец.
Леди Эбоши производит железо для законных целей. Однако она ошибается, копируя репрессивные системы, которые изначально причинили им вред, поскольку она грабит землю и ее жителей для своего металлургического завода. Раньше они и горожане были жертвами общества. Женщин среди них либо принуждали к вступлению в брак, либо принуждали заниматься проституцией, что ставило под угрозу их благополучие, как физическое, так и моральное. Ашитака признает, что ему следует помогать жителям Айронтауна удовлетворять их потребности, а не вступать с ними в конфликт.
Инновации против безудержной индустриализации
Что происходит, когда прибыль важнее благоразумия
В своей работе над «Принцессой Мононоке» Хаяо Миядзаки стремился подчеркнуть негативное влияние добычи железа из земли. Эта тема часто используется в фильмах студии Ghibli для критики индустриализации и вырубки лесов. Процесс добычи железной руды включает выкорчевывание деревьев, разрушение почвы, разрушение экосистем и загрязнение окружающей среды. В истории этот разрушительный процесс изображается как злобное проклятие, поражающее Ашитаку и других животных, подобно злокачественной болезни. Это медленный, мучительный смертный приговор.
Инновации по своей сути не являются чем-то плохим. Студия Ghibli сама внедряет инновации в свою компьютерную анимацию. Проблема начинается, когда инновации приводят к погоне за прибылью, когда зарабатывание денег становится приоритетом, а не смягчением ущерба, нанесенного земле. Например, Миядзаки испытывает полное отвращение к ИИ-анимации и отказывается использовать ее, несмотря на прибыль, которую она могла бы принести студии. Это потому, что это бездушно и эксплуататорски, поскольку ИИ крадет у художников и превращает их работы во что-то «новое»; и для его производства требуется смехотворное и неустойчивое количество электроэнергии.
Подобно тому, как проклятие связывает Аштиаку, жителей Железного города и дикую природу, чрезмерный вред, нанесенный земле, объединяет всех. Для госпожи Эбоши вполне разумно стремиться к процветанию для себя и своего народа. Однако проблема заключается в ее игнорировании высокой цены, которую это процветание требует от земли и других сообществ — в частности, животных Кедрового леса, а позже и деревни Эмиши, которые теряют своего принца и потенциального лидера из-за железного проклятия. Вопрос лишь в том, когда действия госпожи Эбоши отразятся на ней и ее народе.
Насилие, присущее системе
Насилие присуще системе, которая создает прибыль и получает власть за счет эксплуатации. Леди Эбоши не хочет, чтобы ее эксплуатировало человеческое общество, из которого она и ее горожане родом, но она не задается вопросом, как создать лучшую систему. Она просто имитирует старую систему и вместо этого использует что-то другое. Насилие, как и железное проклятие, циклично. Оно прекращается только тогда, когда система, которая его создала, заменяется. Вот почему, когда Ашитака и Сан помогают остановить войну между животными и людьми, Аштиака остается с людьми, чтобы помочь им восстановить Железный город.
По сути, ожидается, что Ашитака сделает больше, чем просто восстановит их структуры; скорее, он направит их к устойчивому образу жизни, который уважает и сохраняет окружающую среду. Мультфильм «Принцесса Мононоке» ставит перед зрителями тот же вопрос, что и перед Ашитакой: когда прекратятся страдания? Что может заменить безудержную индустриализацию? Эту загадку нелегко решить, так же как Ашитаке трудно противостоять проклятию, которого жаждет его кровь. Однако, несмотря на всю сложность, вопрос остается ключевым.
Смотрите также
- Обзор 6 серии 2 сезона «Кольца власти»: сериал решает одну проблему, но создает другую
- 10 ретконов, которые исправили самые большие ошибки любимых кинофраншиз
- Почему Спенсера Рида нет в 16 сезоне «Мыслить как преступник»?
- Поклонники WWE оплакивают Сида Вишеса после того, как легенда рестлинга умерла в 63 года после битвы с раком
- Уютную игру «Властелин колец» Tales of the Shire перенесли на начало 2025 года
- 10 отличных комедий, в которых умирает главный герой
- Трейлер спин-оффа «Джорджи и Мэнди» молодого Шелдона показывает, когда выйдет продолжение сериала
- Лучший аватар. Книга «Повелитель стихии. 3 боя». Рейтинг.
- «Буду скучать по людям»: давний руководитель Marvel объявляет об уходе из компании после недавней премии «Эмми»
- Что каждая игра Fire Emblem делала лучше всего?
2024-08-15 01:37