Трудно утверждать, что «Мальчик и цапля» не является величайшим шедевром Хаяо Миядзаки. Драматический фильм 2024 года покорил зрителей по всему миру, принеся Миядзаки вторую премию «Оскар». Помимо захватывающих дух визуальных эффектов, последнее творение студии Ghibli покорило зрителей сложной историей о человеческой устойчивости и переменах. Яркие фэнтезийные пейзажи фильма часто скрывают полуавтобиографические элементы, но захватывающие образы разрушенной войной Японии иногда возвращают зрителей к ее истокам. По сути, трудно найти совпадение с «Мальчиком и цаплей», поскольку он сочетает в себе визуальное мастерство студии Ghibli с искусным повествованием мастера.
В то время, когда классическая анимация, кажется, приходит в упадок, шедевр Миядзаки, сочетающий в себе жанры, возвышается над многими современниками. Тем не менее, его концепции и послания не совсем новы. Хотя не так уж много фильмов могут передать эти идеи с таким же эффектом, как легендарная студия Ghibli, есть несколько жемчужин, которые стоит посмотреть. Одним из таких фильмов является «Персеполис», франко-американский анимационный фильм 2007 года. Как и «Мальчик и цапля», «Персеполь» представляет собой автобиографический рассказ о военном опыте. В отличие от других фильмов, в которых основное внимание уделяется военным подвигам и предполагаемому величию сражения, «Персеполь» представляет гражданский взгляд на конфликт. Он перекликается с повествовательными приемами Миядзаки, позволяя зрителям формировать свои собственные интерпретации.
Что такое Персеполь?
- Команда аниматоров часто ссылалась на известных художников-аниме и копировала их тактику.
- Продюсеры отметили, насколько сложно было найти аниматоров для проекта, поскольку в середине 2000-х французские студии во многом отказались от традиционной анимации.
- Поразительно, но великолепные визуальные эффекты Персеполиса создавались всего двадцатью ведущими аниматорами.
Вместо того, чтобы быть полностью оригинальным, как «Мальчик и цапля» Хаяо Миядзаки, «Персеполис» адаптирован из книги, в частности автобиографического графического романа Марджан Сатрапи. Следовательно, Сатрапи был частью съемочной группы как один из двух режиссеров, сотрудничавших с Винсентом Паронно. В отличие от работы Миядзаки, в которой исследуются трудности, с которыми столкнулись японские граждане во время Второй мировой войны, «Персеполис» фокусируется на иранской революции и ее последствиях. В отличие от более творческого подхода Миядзаки, «Персеполь» Сатрапи представляет собой прямую дань уважения утраченному образу жизни.
В заключительных сценах «Персеполя» повествование разворачивается примерно на протяжении трех десятилетий моей жизни. Начальная часть фильма возвращает меня в дни моей юности, во времена, когда я была энергичной девушкой, боровшейся с социальными ограничениями и агрессивными солдатами. Тем не менее, среди всего этого я нашел утешение в хэви-метале и зарождающейся панк-сцене. Мой дух был воспламенен рассказами моего дяди Ануша, бывшего политического заключенного, который придерживался нетрадиционных и вызывающих гуманистических взглядов, которые глубоко резонировали со мной (так же, как Игги Поп или Франсуа Жером).
Тем не менее, как и в некоторых послевоенных японских фильмах, мирный образ жизни длится недолго. Население выбирает для управления фундаменталистов, которые быстро вводят строгие правила в отношении одежды, дискурса и музыки. Музыка, считающаяся «западной», и алкоголь объявлены вне закона, а тех, кто осмеливается бросить вызов этим постановлениям, объявляют предателями. Вскоре после этого любимого дядю Маржан Ануша повторно арестовывают и казнят.
Фильм следует по нисходящему пути, отражая реальное путешествие Маржан Сатрапи. Она бросает вызов репрессивным правилам и сталкивается с возмездием со стороны жестких школьных учителей. К сожалению, ее дядя Тахер умирает от излечимой болезни сердца из-за отказа мстительного правительственного чиновника выдать паспорт. По мере того, как все больше граждан покидают страну, решимость Маржан против ограничительных правил усиливается. В конце концов, глубоко обеспокоенные тем, что их дочь могут посадить в тюрьму за свои убеждения, родители Маржан с грустью отправляют ее за границу, в Европу.
В этом фильме начинается третий акт «Персеполя», и Европа становится сложной средой для Маржан, пытающейся найти свое место. Есть в этой части моменты, напоминающие фантастические сцены из «Мальчика и цапли». Несмотря на контраст между репрессивным иранским правительством и его агрессивным контролем, вновь обретенная свобода Марджан только усиливает ее дискомфорт. Будучи иранской беженкой, она испытывает смесь принятия и неприятия. На протяжении всего этого путешествия она влюбляется, сталкивается с горем и даже оказывается бездомной. После близкого разговора со смертью и завершения ирано-иракской войны Марджан в конце концов возвращается домой.
Ближе к концу фильма она оказывается втянутой в борьбу между очарованием западной свободы и стремлением к комфорту известного. После очередных неудачных отношений и встречи с правоохранительными органами она решает покинуть Иран. Понимая, что правительство больше не терпит взглядов Маржан, ее мать (Кьяра Мастроянни) не позволяет ей вернуться.
Война, травма, трансформация и анимация изобилуют Персеполем
- Маржан Сатрапи сопротивлялась попыткам создать экранизацию своего произведения, поскольку считала, что зрители увидят эти события как эксклюзивные для «людей, живущих в далекой стране».
- Будучи одним из режиссеров фильма, Маржан Сатрапи стала первой женщиной, номинированной на премию Оскар за лучший анимационный фильм. Однако в конечном итоге фильм проиграл более известному Рататую студии Pixar.
- Из-за давления со стороны иранского правительства фильм Персеполис был исключен из Бангкокского международного кинофестиваля.
По сути, как эти фильмы имеют общие точки зрения, несмотря на то, что на первый взгляд они кажутся несвязанными? С одной стороны, «Мальчик и цапля» рассказывает о последствиях Второй мировой войны в Японии, а «Персеполь» изображает конфликты, которые происходят три десятилетия спустя. На первый взгляд кажется, что культурных связей мало, а случайное наблюдение обнаруживает резкие различия в визуальном стиле. Тем не менее, как говорится: «Война никогда не меняет своей природы.
И «Мальчик и цапля», и «Персеполь» предлагают полуавтобиографический взгляд на разрушительные последствия войны, независимо от их временных или географических различий. Каждая история тонко сообщает, что война приносит вред всем участвующим сторонам. Более того, в произведениях Миядзаки и Сатрапи вплетена общая тема предостережения против слепого национализма и самодовольной морали, которые в конечном итоге могут привести к разрушению. Подобно «Мальчику и цапле», «Персеполь» исследует, как беспрекословный патриотизм и корыстные моральные ценности прокладывают путь к разрушению.
Связи между каждым фильмом многочисленны и сложны, но их можно сгруппировать всего в три основные категории: конфликт, страдания и перемены. Изображение войны простое; например, «Мальчик и цапля» изображает огненные разрушения от зажигательных бомб и эмоциональные мучения выживших, а «Персеполь» отражает жестокие разрушения современных войн. Однако остальные темы менее очевидны и более тонко переданы.
Поучительные рассказы о войне
- Сплошные цвета Персеполиса имитируют старомодные теневые кукольные представления.
- Стиль комиксов фильма имитирует оригинальное искусство Сатрапи.
- Хотя большая часть Персеполя представлена в монохромном режиме, сцены, действие которых происходит в наше время, полностью раскрашены.
Оба фильма, которыми я восхищаюсь, «Мальчик и цапля» и «Персеполь», весьма поразительным образом умело передают сильные антимилитаристские настроения. Комедийные попугаи в «Мальчике и цапле» служат метафорой безразличия, а самодовольные гражданские лица в «Персеполе» символизируют невежество. В обеих историях разрушения, вызванные повествованием, молчаливо оправдываются, что является отражением коллективной апатии и непонимания, которые часто сопровождают милитаристские действия.
Среди двух произведений «Персеполь» Сатрапи выделяется более прямым по своему подходу. Отец Маржан, которого играют Шон Пенн и Саймон Абкарян, вместе с ее бабушкой, которую играют Джина Роулендс и Даниэль Дарье, часто обсуждают, как подчинение может привести к угнетению. Несмотря на обескураживание явных выражений несоответствия, они питают индивидуальность Маржан. В начальных частях «Персеполя» ее также предостерегают от слепого следования за растущим революционным движением.
Напротив, Мальчик и цапля окутывает свои предупреждения плотным покровом символизма. Пропавший отец Макото жертвует временем, проведенным со своим сыном ради военных действий, а прогрессу персонажей часто препятствуют упоминания о конфликте. Кроме того, есть попугаи. Лояльные и чрезмерно сосредоточенные, их комичные действия в конечном итоге приводят к разрушению башни, а чрезмерное милитаристское рвение их высокомерного лидера усугубляет затруднительное положение.
Влияние травмы
- Название Персеполь происходит от ныне разрушенного орехового некогда процветающего древнего города в Иране.
- Персеполис имел финансовый успех, заработав 22 миллиона долларов при бюджете примерно в 7 миллионов долларов.
- Персеполис получил приз жюри Каннского кинофестиваля 2007 года.
Без сомнения, в обоих фильмах последствия войны изображены как эмоционально травмирующие, и они эффективно передают это воздействие на своих персонажей. «Мальчик и цапля» тонко включает в себя элементы военного воспитания Миядзаки. Характер матери Макото — повторяющийся мотив в истории, ее трагическая кончина служит пугающим контрастом с приятной в остальном обстановкой. Это повторяющееся изображение ее смерти производит тревожный эффект на зрителей, особенно когда оно сопоставлено с обычно веселым фоном. На более глубоком уровне этот травмирующий опыт подогревает неустанное желание Макото защищать других.
Что касается Персеполя, в повествовании доминируют травматические переживания Маржан. Ранняя смерть дяди Ануша существенно повлияла на стремление Маржан к строгому, но чуткому моральному принципу. Подобно матери Макото, Ануш часто вспоминают, чтобы она направила Маржан на более праведный путь. Более того, суровая реальность ирано-иракской войны превращается в грозную силу, бросающую темную тень на мирное существование Марджан в Европе.
И в «Мальчике и цапле», и в «Персеполе» четко показаны раны, оставленные конфликтом, хотя действие фильмов разнесено во времени. Повторяющиеся сцены пожаров Миядзаки могут показаться отличными от теней вооруженных ополченцев, но их эффекты поразительно схожи. По сравнению с типичными фильмами о взрослении, эти военные кадры подчеркивают безжалостный и вездесущий страх, который внушает конфликт.
Трансформация и возрождение определяют заключительный акт обоих фильмов
- Несмотря на пристальное внимание со стороны иранского правительства, «Персеполис» в конечном итоге был показан в Тегеране (шесть сцен подверглись цензуре) в 2008 году.
- Во время своей вступительной речи на Каннском кинофестивале Сатрапи посвятила фильм и приз жюри гражданам Ирана.
- Как и команда аниматоров Персеполиса, стиль Маржан Сатрапи был вдохновлен японским искусством.
В заключение, каждый фильм дает уникальный урок трансформации, но результаты различны. Например, «Мальчик и цапля» завершается нотой несомненного счастья, когда Макото преодолевает смерть своей матери и семья воссоединяется. К сожалению, подобного чувства радости в «Персеполе» нет. Несмотря на время, репрессивный режим Ирана остается у власти, в результате чего во Франции живет как вымышленная, так и реальная Маржан Сатрапи.
Несмотря на некоторые различия, оба фильма, «Мальчик и цапля» и «Персеполис», вращаются вокруг концепций обновления и перемен. В «Мальчике и цапле» трансформация Макото начинается с башни и заканчивается ее разрушением. С другой стороны, история Маржан в «Персеполе» разворачивается на протяжении нескольких десятилетий и отмечена различными невзгодами: казнь ее дяди Ануша послужила катализатором ее перемен, а ее переезд из Ирана ознаменовал начало ее новой жизни во Франции.
По сути, ключевые моменты не слишком важны. Несмотря на контрасты, оба фильма несут послания, которые сегодня становятся все более актуальными. На первый взгляд кажется, что в этих фильмах представлены разные интерпретации личных повествований, но при более внимательном рассмотрении они несут в себе предупреждение о нашем быстро развивающемся мире. Антивоенная тема в постановках студии Ghibli является давней чертой, и даже жестокая Принцесса Мононоке заканчивается гармоничным завершением. Напротив, в Персеполе реальные ситуации исключают такую бескомпромиссную позицию, но ее суть все равно очевидна.
Смотрите также
- Индиана Джонс и Большой круг: все места книги приключений в Гизе
- Прохождение «Индиана Джонс и Большой круг» (очень сложно) — Искупления и финальная битва с боссом (Ирак)
- «Вывел безумие игр на новый уровень»: создатель игры Squid объясняет молодой ансамбль второго сезона
- Дюна: Пророчество: объяснение таинственной силы Десмонда Харта
- Существа-коммандос: объяснение предыстории доктора Фосфора
- Императоры-близнецы, мертвые принцы и кровавые предательства: реальная история «Гладиатора II»
- Джей Би Смув снимается и потенциально сыграет главную роль в жизнерадостной анимационной комедии — отчет
- Регулус Блэк, объяснение: кто такой Р.А.Б. в Гарри Поттере?
- Оказывается, это не зомби Киллиан Мерфи в трейлере «28 лет спустя»
- Расширенный эпилог «Моей геройской академии» снова подвел фанатов!
2025-01-10 04:25