Внимание, далее следуют спойлеры к «Чужой: Земля».
Особенно обсуждаемым элементом сериалов FX и Hulu *Чужой: Земля* является то, что ужасающие ксеноморфы впервые в истории кино или телевидения способны общаться. Главная героиня, Венди (Сидни Чандлер), синтетический человек, слышит их голоса с самого начала сериала. Это открытие побудило ученых корпорации «Продиджи» исследовать, способна ли она действительно понимать и отвечать им.
Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.
Начать разбиратьсяОказывается, Венди не просто *слышит* ксеноморфов – она может с ними общаться. Подобно Рипли в *Воскрешении*, это заставляет задуматься, являются ли эти существа просто бездумными убийцами, или они способны на самостоятельное мышление. И если Венди может понимать и говорить с ними, означает ли это, что существует полноценный инопланетный язык? Может ли изучение ‘Ксено’ стать следующим большим лингвистическим трендом?
Ну… Нет. Не совсем. Когда сайт iggn.ru обратился за комментариями к FX, нам прямо сказали, что на съемочной площадке не было лингвиста, специализирующегося на существах из рода Ксеноморфов, и в титрах его тоже нет. Но это не значит, что Чандлер спонтанно создала новый инопланетный язык самостоятельно, и она не издает те щелчки и трели, которые вы слышите на экране, когда Венди имитирует смертоносного Доктора Дулиттла. Вместо этого, создание «языка» Ксеноморфов в фильме «Чужой: Земля» было командной работой.
Как создать инопланетный язык
Прежде чем углубиться в детали создания языка ксеноморфов, полезно понять трудности, возникающие при разработке любого инопланетного языка для кино. Мы рассмотрим это с помощью информации от дизайнера Чандлера и Ли Гилмора, супервайзера по звуку и звукового дизайнера для *Alien: Earth*. Это сложный процесс, и для контекста стоит отметить, что Пол Р. Фроммер, отставной профессор деловой коммуникации из USC, ранее разработал язык на’ви для Джеймса Кэмерона в фильме *Avatar* в 2009 году.
По словам лингвиста Пола Фроммера, создание языка для вымышленных существ имеет сходство с решением математических задач. До работы над фильмом ‘Аватар’ он давал своим студентам грамматические упражнения, даже на клингонском языке. Первый шаг, как он объяснил, — понять, *как* общаются эти существа. Режиссёр Джеймс Кэмерон указал, что народ На’ви должен обладать голосовыми возможностями, похожими на человеческие, и попросил не использовать искусственные звуковые эффекты в их речи — подход, сильно отличающийся от того, что был применён к существам в фильме ‘Чужой’, где звуки подвергались значительной обработке.
Существуют ли разные виды скрипов, визгов, трений и прочих звуков? И если да, можно ли их комбинировать новыми способами, как мы комбинируем слова в разные последовательности?
Затем Пол Фроммер определил основные звуки для языка на’ви. Он объяснил, что в английском языке около 40-45 различных звуков – не букв, а тех самых звуков, которые мы издаём ртом, когда говорим.
После создания звуков для языка следующим шагом является понимание того, как эти звуки объединяются, образуя слова и другие узнаваемые части. Пол Фроммер, создатель языка на’ви, проиллюстрировал это, отметив, что «вода» — это единое целое, в то время как «певец» состоит из «петь» и «-ер». Большинство носителей английского языка знают около 40 000 слов, хотя в английском языке почти полмиллиона. При создании языка на’ви Фроммер изначально сосредоточился на словарном запасе, необходимом для сценария. Однако благодаря популярности фильма он стал основным человеком для поклонников, желающих узнать больше, и продолжает расширять язык для будущих фильмов «Аватар», включая уже запланированный «Аватар 5».
Хотя эта идея работает для языков, напоминающих человеческую речь, можно ли ее применить к существам, таким как ксеноморфы, которые больше похожи на насекомых? По словам Фроммера, «Если существо способно издавать достаточно разнообразные звуки для эффективного общения, его язык может фактически иметь некоторые структурные сходства с человеческими языками, такими как те, на которых говорят на Земле».
Итак, вот что всегда меня беспокоило в отношении ксеноморфов – что они *на самом деле* говорят? Оказывается, дизайнер существ, Рон Фроммер, еще в колледже очень увлекся коммуникацией с животными. Он посещал занятия в Cal State Fullerton о том, как животные общаются, и это заставило его кое-что понять. Хотя животные *действительно* общаются – птицы, киты, что угодно – их языки гораздо, гораздо проще, чем человеческий. Это заставило его задуматься о том, как реалистично могли бы звучать коммуникации ксеноморфов.
Итак, я читал о том, как общаются птицы, и, оказывается, они могут гораздо больше, чем просто случайно щебетать. Этот ученый, Фроммер, объяснил, что птица может, по сути, говорить что-то вроде: «Привет, я красношейная горихвостка», или предупреждать других, чтобы не заходили на её территорию — «Это *моя* область!». Они могут даже подавать сигналы о том, что ищут партнера. Но это, в основном, всё. Они не могут придумывать новые сообщения или вести полноценную беседу, понимаете? Как будто у них есть ограниченный сценарий, с которым они работают.
Что касается коммуникации существ, она, вероятно, недостаточно сложна, чтобы считаться языком, даже в самом базовом смысле. Как объяснил Нил Фроммер, работавший над ‘Чужим: Земля’, он надеется, что создатели проконсультируются с лингвистом для разработки последовательной системы звуков для существ. Это включало бы определение различных типов издаваемых ими шумов – криков, визгов и так далее – а затем их комбинирование уникальными способами, подобно тому, как мы располагаем слова для формирования предложений.
Это хороший вопрос, конечно. Итак, когда это введение позади…
Заставляя Чужих из «Чужого» говорить
Как Гилмор рассказал iggn.ru, нужно было разобраться с тремя вещами: «Есть звуки, которые Венди изначально слышит, когда начинает слышать, как Ксеносы говорят с ней. Затем у неё появляется язык, на котором она начинает отвечать Ксеносам. И, наконец, есть сами Ксеносы, издающие звуки. Так что есть три разных аспекта, которые должны звучать по-разному, но при этом иметь общую связь, чтобы казалось, что они исходят от одного и того же существа».
Гилмор и шоураннер Ноа Хоули быстро начали искать способы передать голос Чужого внутри головы Венди, который они прозвали «Эхо Венди». Они рассматривали использование ASMR для создания ощущения, которое было бы одновременно приятным и тревожным — чего-то, что «щекотало бы барабанные перепонки и почти причиняло бы боль». В конечном итоге они поняли, что коммуникация Чужих может функционировать как эхолокация, поскольку у них нет зрения.
Идея о том, как Ксеноморфы общаются, не нова, но она не была основным акцентом в фильмах о Чужих. Дополнительный контент на Blu-ray диске «Чужие против Хищника: Возмездие» предполагает возможные способы коммуникации. Мы видим Королеву Чужих, командующую другими Ксеноморфами в фильме *Чужие*, а ранее комиксы исследовали идею о том, что они могут общаться через сны, или, точнее, кошмары. В частности, писатель Марк Верхейден предложил это в комиксах *Чужие: Приют кошмаров* и *Чужие: Земная война* 1989 и 1990 годов.
Но когда дело дошло до работы над «Чужим: Земля», в плане того, как всё устроено, команда разработчиков захотела начать с чистого листа. «В сценарии было просто написано: «Уэнди открывает рот и разговаривает с пришельцами», что было довольно пугающе, потому что как это должно выглядеть?» — вспомнила Чандлер в интервью, проведённом PR-отделом FX от имени iggn.ru.
Тот же свежий подход был применен и к звукорежиссеру Гилмору, который ранее работал над *Чужой: Ромул*. По словам Гилмора, режиссер Ной хотел, чтобы этот новый фильм имел уникальную звуковую идентичность, при этом отдавая дань уважения оригинальному фильму *Чужой* 1979 года. Гилмор лично убедился, что ничего не было напрямую переиспользовано из его работы над *Ромулом*.
Одна идея, к которой они постоянно возвращались, – ASMR, чтобы оно ‘щекотало барабанные перепонки и временами было почти болезненным’.
Гилмор объяснила, что её опыт работы над фильмом помог представить звуки, но простое повторное использование звуков из предыдущего фильма об инопланетянине не принесло бы удовлетворения. Они решили начать сначала, хотя и не с нуля. Звукорежиссёр Чандлер начала генерировать идеи ещё до отъезда из Техаса, и, на удивление, она нашла вдохновение в звуках насекомых.
Чендлер описал, что его вдохновили звуки цикад и сверчков. Он оставил свой телефон на улице на одну ночь, чтобы записать их, и заметил захватывающую волну в шумах насекомых. Он многократно прослушивал эту запись во время разработки звуков для своего инопланетного языка. Он почувствовал сильную связь между мелодией звуков насекомых — особенно их стрекотом и трелями — и неземным качеством, которое он хотел для инопланетного языка, находя шум насекомых явно нечеловеческим и очень полезным в качестве источника вдохновения.
Гилмор разработал схожую концепцию на ранних этапах разработки сериала, еще до начала съемок. Он хотел создать звуковые ландшафты, наполненные быстрыми, жужжащими звуками, вдохновленными, подобными насекомым, вокализациями, которые он исследовал, работая над «Ромулом». Особенно на него повлияла динамика королевы и дронов в фильме «Чужие», которая создавала ощущение коллективного разума. Чтобы добиться этого, команда начала экспериментировать со звуками цикад, сверчков — манипулируя их скоростью и тональностью — и другими шумами, которые создавали ‘щекочущее’ ощущение у слушателя, включая звуки лягушек и подобные им.
И Чандлер, и Гилмор использовали звуки цикад и сверчков в качестве вдохновения, но затем им нужно было придумать, как воссоздать этот эффект визуально на экране. Чандлер экспериментировал с созданием звуков, сжимая горло, произнося раскатистое ‘р’ и быстро дыша. Это создавало странный звук, который всей съемочной группе приходилось слушать во время всех съемок, но Чандлер считал, что это делало общение более реалистичным и живым.
По мере того, как Шандлер становилась увереннее, она научилась корректировать свои вокализации. Она могла тонко менять положение рта, чтобы звуки были мягче или интенсивнее, или даже переходить от полного тремоло к более простым звукам. Это позволяло ей создавать различные эмоциональные эффекты, успокаивая или воодушевляя слушателя по мере необходимости.
Итак, оказывается, странные звуки, которые я слышал, когда Чандлер работала, на самом деле не вошли в финальную версию произведения. Но она сказала, что они очень помогли ей настроиться на нужный лад и понять, как ‘говорить’ с инопланетными персонажами. Забавно, потому что то, что она делала во время экспериментов, звучало совершенно иначе, чем то, что в итоге использовали – хотя она сказала, что в финальных звуках все еще присутствовали некоторые из тех же мелких деталей, такие как щелчки, трели и даже техники дыхания.
Как звучит Чужой, когда он грустит, смущен или ‘действительно зол’.
Несмотря на это, звуки ксеноморфа имеют богатую историю, восходящую к первому фильму 1979 года. Даже во время съемок звуки воспроизводились, чтобы дать актерам и съемочной группе представление о том, как будет звучать существо – хотя звукорежиссер Гилберт Гилмор в конечном итоге стремился к более оптимизированному подходу.
Звуковое оформление фильмов об ‘Чужом’ всегда выигрывало от тонкости, по словам Гилмора. Он считает, что предоставление некоторой свободы воображению зрителя делает происходящее гораздо более пугающим. Первоначально акцент делался на минималистичный звук. Однако, когда они начали видеть, как персонажи вербально взаимодействуют с существами, они также стали исследовать эти возможности.
Когда работа над шоу перешла в стадию пост-продакшена для озвучивания, Чандлер продолжал экспериментировать со звуковыми эффектами. Он стремился добиться того, чтобы звучало так, словно персонаж действительно говорит, добавляя детали вроде дыхания и разнообразных вокализаций. Он не хотел, чтобы это звучало искусственно или просто как общая радиопередача — его целью было создать впечатление, что звук исходит именно от нее и что она общается на настоящем языке.
Если учесть все факторы, как же были созданы звуки в игре «Чужой: Земля»? По словам Чандлера, команда опиралась на звуки, которые он изначально создал, особенно подстраивая их ритм и плавность. Он оценил это, потому что это делало вокализацию инопланетян более реалистичной — не просто один, неизменный тон. Он объяснил, что звуки менялись в зависимости от того, насколько ‘широко’ он ‘открывал рот’, создавая естественный ритм и даже мелодию. Он нашел весь процесс очень приятным.
Гилмор объяснил, что когда они записывали дополнительный диалог с Мэтью Чандлером, звуки существа действительно ожили на экране. Он отметил, что звуки иногда казались скорее эффектами, чем живым существом, но добавление дыхания в записи сделало даже инопланетные вокализации более реалистичными и правдоподобными.
Что они будут делать вместе? Это очень пугающая мысль, или кто из них сильнее. Там может быть борьба за власть.
Гилмор и его команда потратили много времени на совершенствование звуков ксеноморфов, начиная с первоначальных, более широких «эхо Венди». По мере улучшения коммуникации Венди язык ксеноморфов становился более определенным. Они избегали использования оригинальных звуков из фильма «Чужие» — которые на самом деле были сделаны с использованием звуков животных — потому что они звучали устаревшими, и они хотели создать что-то новое. В результате получился уникальный звук, похожий на «стрекот насекомых», описываемый как напоминающий кипящий чайник, нарастающий до мощного крика.
Гилмор отметил, что хотя это открытие может расстроить Фроммера, большая часть того, что они считают языком у ксеноморфа, на самом деле посвящена передаче чувств. После установления базовых звуков они могли бы поработать над тем, чтобы существо звучало грустно, смущенно или даже яростно.
В этой части франшизы представлен новый уровень сложности: мы видим ксеноморфов на всех стадиях жизни, а не только в виде яиц, липучих обнимашек и полностью сформировавшихся существ. Есть даже молодые и подростковые ксеносы. Это поднимает вопросы о том, как они общаются и ведут себя – у них есть отдельные голоса или они даже проявляют подростковый настрой? Ответ – да… хотя, к счастью, у них нет семейных драм.
Целью было изначально представить детеныша Ксено как милого и привлекательного. Мы хотели, чтобы первые моменты его взаимодействия с опекуном казались нежными и невинными, заманивая аудиторию мыслью о том, что он безобидный питомец. Затем мы планировали внезапный переход – проявление агрессии, например, когда он яростно бьет по окну – чтобы раскрыть его опасную природу. Найти правильный баланс было ключевым: мы начали с милых, высоких звуков, чтобы подчеркнуть его младенчество, постепенно добавляя более угрожающие, низкочастотные звуки по мере его взросления. Взрослый Ксено гораздо крупнее и внушительнее, с глубоким рычанием и угрожающим присутствием.
Гилмор объяснил, что вымышленный язык сериала, Ксено, был результатом действительно совместной работы. Он не был создан одним человеком, а скорее разработан с вкладами от многих разных людей в команде. Каждый добавил что-то свое, чтобы помочь сформировать его.
После того, как был установлен уникальный способ общения с инопланетным существом, внимание переключилось на то, как Венди взаимодействовала с ним. Интересно, что внутри костюма инопланетянина находился реальный человек – не настолько маленький, чтобы играть младенцев, как уточнил Чендлер. Чендлер особо похвалил режиссера Углу Хауксдоттир за создание комфортной и творческой атмосферы, которая позволила добиться поистине захватывающего выступления.
Чендлер объяснил, что хотел изобразить персонажа, который поначалу казался доступным, но намекал на скрытую опасность. Он стремился показать момент колебания, как будто персонаж оценивает, стоит ли приблизиться, подразумевая, что она могущественна и потенциально опасна, но при этом общительна. Он хотел создать это напряжение — контраст между кажущейся безобидностью и наличием опасной стороны — чтобы сделать взаимодействие более сложным и интригующим.
И, конечно же, Венди тоже.
Чендлер объяснил, что инопланетное существо, Ксенос, отражает собственную изоляцию главного героя. Оба – одинокие фигуры в незнакомой обстановке, что создает ощущение взаимного понимания. Хотя существует скрытая напряженность – любой из них может оказаться смертельным в случае схватки – в данный момент они предпочитают сотрудничать, оставляя их точные отношения двусмысленными.
Я не хотел, чтобы существо казалось полностью подконтрольным или прирученным ею. Это было важно. Когда оно нападает на нее и ее брата в джунглях, после того, как проявило агрессию, она сосредоточена на его защите, потому что не знает, что оно сделает дальше. Я хотел сохранить это ощущение первобытного страха и уважения, потому что именно это существо представляет на протяжении всего сериала — поистине ужасающего, доминирующего хищника. Но мы также видим, как Венди становится невероятно сильной и способной, могущественным хищником сама по себе. Так что возникает вопрос, что произойдет, когда эти две силы встретятся? Об этом страшно думать, и это поднимает возможность борьбы за господство.
Ну хоть на одном языке разговаривают.
Смотрите также
- Герой X наконец делает свой ход в шокирующей арке Быть Героем X.
- Миротворец 2 сезон: Кто такой Кит и как он выжил?
- Джимми Киммел возвращается в поздний ночной эфир с эмоциональным монологом
- Биткоин в любовном треугольнике? Быки, медведи и стагнация разворачиваются!
- Глава DC Джеймс Ганн намекает на новое будущее для WB Games, говоря о том, что «некоторые более масштабные вещи» находятся «на ранних стадиях» разработки.
- Гигабаш — Официальный анонс DLC геймплейного трейлера | Юго-Восточная Азиатская Игровая Выставка 2025
- Как Франклин спас Сью Сторм в фильме «Фантастическая четвёрка: Первые шаги»?
- Грета Видит Призраков! — Официальный Анонсирующий Трейлер
- Dead As Disco — Боевая система Arkham встречается с Hi-Fi Rush | gamescom 2025
- Джеймс Ганн раскрыл первые детали о фильме «Человек Завтрашнего Дня», подтвердив, что Супермену и Лексу Люттору придётся работать вместе против «гораздо, гораздо большей угрозы» — но кто же это?
2025-09-26 16:46