На протяжении почти пятидесяти лет, за исключением одного года, один из самых грандиозных и экстравагантных фильмов был ежегодно показан по телевидению на канале ABC. Так же предсказуемо, как смена времен года, около весны Cecil B. DeMille’s «Десять заповедей» снова появляется на ТВ в обширном четырехчасовом блоке религиозного программирования с рекламой… и его продолжают смотреть. Даже в 2023 году он лидировал по рейтингам телезрителей во время пасхальной недели. В это время года я всегда испытываю большое предвкушение.
🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇
CryptoMoon Telegram
Вместо того чтобы говорить: ‘Не то чтобы я смотрю это на ABC… кто нуждается в этих многочисленных рекламах Ozempic, разрушающих десять казней египетских?’, вы могли бы перефразировать это так: ‘Я не особо слежу за этим по ABC… со всеми этими коммерческими ролями Ozempic, портящими десять казней египетских, но всё равно каждый год смотрю его перед Пасхой. Это стало для меня традицией с самого детства и обычно шло в субботу вечером прямо перед тем, как мы все наряжались в пасхальное великолепие на следующий день.’
Фильм ‘Десять заповедей’ 1956 года может не найти всеобщего признания, но он имеет огромное значение и остается одним из моих личных фаворитов. Он характеризуется театральными выступлениями, которые иногда могут казаться деревянными или слишком драматичными, а также атмосферой самозначимости, которую трудно игнорировать. Фильм отличается длинными монологами на языке величественного стиля короля Джеймса. Однако его величие проявляется в крупных планах сцен, напряженных действиях, чувственности и звездном актерском составе. Не смотря на свою напыщенность, он умудряется захватить зрителей благодаря своему эпическому масштабу и неуклонному стремлению развлечь их.
Я хочу убедиться, что мы говорим об одном и том же: я имею в виду фильм, а не библейскую историю Исхода. Как квакер, я очень ценю эту историю, даже если у меня есть сомнения относительно её исторической точности. В любом случае, она несет глубокие и значимые послания. Этот сюжет лежит в основе трех основных религий и показывает сложный характер Моисея – лидера, который был глубоко несовершенен, но решителен и сострадателен, служа культурным символом. Десять заповедей в фильме символизируют нечто важное исторически: они представляют собой кодекс законов, данный Богом, которые стремятся к справедливости, способствуя миру и порядку в обществе.
Десять Заповедей (Тайно Эксплуатативные)
Десять заповедей несомненно грандиозны и являются свидетельством кинематографического мастерства в гигантских масштабах. Однако то, что они на самом деле олицетворяют, это форма эксплойтационного кино. Сегодня, когда мы сталкиваемся с выражением ‘эксплойтэйшн филк’, наш ум часто обращается к суровым эстетикам грайнждаунс-фильмов 1970-х годов. Но эксплойтэйшн фильмы существовали задолго до этого периода. Десять заповедей выделяются как самый большой, дорогостоящий и дерзкий пример такого кино за всю историю.
Отличительная черта эксплуатационного фильма – его нацеленность на узкую аудиторию, например, верующих людей или зрителей семейных кинопоказов, которые ищут подтверждения своих убеждений и ценностей. Как только зритель занимает свое место, истинный эксплуатационный фильм предоставляет достаточно скандального или интригующего содержания для поддержания интереса на протяжении всего сеанса.
Декоративные и символические аспекты Десяти Заповедей подобны притягательному экстерьеру и изящным статуям лебедей у входа в Туннель Любви. Тем не менее, несмотря на религиозные и националистически-патриотические подтексты, фильм все равно привлекает самых консервативных зрителей. Но оказавшись внутри, зритель отправляется в путешествие, полное искушений, грехов и ужасов: убийства, предательства, похоти, сексуальности, эротических танцев, похищений, насилия, детоубийств, колдовства, бунта и революции, завершающееся одним из самых поразительных спецэффектов, когда-либо созданных Голливудом.
Десять заповедей является самым крупным, дорогим и наглым эксплуатационным фильмом за всю историю киноиндустрии.
Приблизительно два десятилетия Кодекс Хейса существенно влиял на нарративы в кино, требуя более санировать подход. Это привело к экранным изображениям безкровных перестрелок между ковбоями и более сдержанному использованию языка. Сексуальность не была полностью отсутствующей, но часто скрывалась за слоями тонких намеков… Наиболее запоминающимся примером является фраза Лорен Бэколл: «Ты знаешь как свистеть? Просто собери губы вместе и дунь», из фильма «Чтобы иметь или чтобы не иметь».
Однако «Десять заповедей» не был обычным западным фильмом Republic Pictures. Вместо этого это был значимый кинематографический проект, затрагивающий важные темы, такие как Бог и нравственные уроки, где добро побеждает зло. Этот контекст позволил Демуллю обойти некоторые ограничения кодекса Хейса в поистине захватывающих сценах. Библейская история Моисея может быть наполнена насилием и чудесами, но ей не хватало одной важной вещи, которую часто жаждут зрители: привлекательности. Однако Сесил Б. Демилль без труда заполнил эту пустоту, оставшуюся от библейского повествования.
В повествовании ‘Десяти заповедей’, по крайней мере семь из этих божественных правил кажутся нарушенными. К концу фильма создается и почитается золотая статуя, что противоречит первой и второй заповедям. Рамзес ложно обвиняет Моисея, тем самым нарушая девятую заповедь. В фильме много случаев насилия: убийство новорожденных израильских детей в начале, а затем других младенцев, египетских солдат и даже самих израильтян. Персонажи Датан и Авира стремятся к тому, чего не имеют, что противоречит десятой заповеди. Коррупция и воровство играют значительную роль в сюжете. Хотя явное прелюбодеяние не показано, поведение Египта подразумевает множество измен через связи и союзы.
Как геймер, могу сказать: если ты находишь мой взгляд на классический фильм немного предвзятым, вспомни, что истоки кинематографической истории лежат в эксплуатационных фильмах. Например, уроки морали и фильмы о здоровье из старого Голливуда часто скрытно включали взрослые темы под маской нравственного образования. Рефрен Безумия может служить примером; подобных примеров было множество. «Десять Заповедей» — это пример фильма, который использует моральные ценности и веру, чтобы привлечь людей в кинотеатры, но затем удерживает их благодаря сексуальным сценам и насилию.
Фильм показывает яркий романтический треугольник между Моисеем, Рамсесом и Нефретири, роль которой исполнила Анна Бакстер. Хотя Моисей и Рамсес по-своему привлекательны и соперничают за титул фараона, их влечение к Нефретири неоспоримо. Кажется, что Нефретири предпочитает Моисея, однако кипящая страсть между тремя персонажами ощутима. Вот интересный фрагмент диалога, когда Нефретири наконец остается наедине с Рамсесом: ‘В этой версии фильма ‘Десять заповедей’ мы находим любовный треугольник, который пульсирует невысказанным желанием между Моисеем, его братом Рамсесом и очаровательной Нефретири. Несмотря на ее предпочтение к Моисею, напряжение между ними очень сильное.’
«Обнажённый Юл Бриннер: «Помни, моя милая, ты должна стать женой следующего фараона. Ты будешь моей, только моей, как моя собака, лошадь или сокол. Но я буду любить тебя больше и доверять меньше. Никогда не делай мне того, что сделала бы с Моисеем.»»
Они целуются.
Энн Бакстер, одетая в прозрачное платье: «Ты думал, что мой поцелуй был обещанием того, что у тебя будет? Нет, самодовольный. Это было, чтобы дать тебе понять, чего ты не получишь. Я никогда не смогу любить тебя.»
Голый Юл Бриннер сейчас тлеет: «Это имеет значение? Ты станешь моей женой. Будешь приходить ко мне каждый раз, когда я тебя позову, и это мне очень понравится. А нравится ли тебе самой — твое дело… но думаю, да.»
Давайте уточним: я обращаю внимание на то, что подобные вещи часто происходят в фильме. Он демонстрирует прозрачную свадебную одежду для женщин, являющуюся обычным зрелищем для развлечения мужчин, которые выбирают невесту. Кроме того, есть необычно смелое намёк (учитывая американские реалии 1950-х годов) о межрасовом романсе между Моисеем и эфиопской принцессой, искусно сыгранной талантливой актрисой Эстер Браун, хотя после этого она реже появляется в Голливуде.
Как страстный фанат игр, могу сказать вам следующее: это не обычный фильм с простыми убийствами или смертью. Здесь царит хаос с ножами, смертельные падения с балконов, тихие удушения, ангельские смерти, гибель от дротиков, колоссальные столбы магического огня, расступающиеся моря и даже каменные скрижали, на которых начертаны божественной рукой Бога. И да, вы не ошиблись — в фильме присутствует дикая оргия с золотыми тельцами. Фильм далеко не скучный – страсти накаляются!
Однако вполне возможно, что на этическую нарративную структуру фильма повлияли и другие факторы помимо простого рассказывания истории или манипуляции аудиторией. Возможно, это был политический заявление, а не эксплуатация. Чтобы полностью понять это, учтите существенные различия в обществе того времени и огромное влияние, оказанное Сесилом Б. ДеМиллем.
Слишком консервативное время
1950-е годы в Америке были отмечены расовыми противоречиями и широко распространенным страхом перед коммунизмом. На Капитолийском холме сенатор Джо Маккарти публично выдвигал необоснованные обвинения перед Сенатом, а Комитет по антиамериканской деятельности (Un-American Activities Committee) посеял страх и подозрение в Палате представителей. Эта эпоха также ознаменовала создание черного списка Голливуда, во время которого люди с подозрением на левые взгляды были лишены работы.
Голливуд 1950-х был непростым временем, балансирующим между экономической выгодой и творческой свободой, при этом усиливающееся внимание со стороны Вашингтона добавляло напряженности. В этой неопределенной атмосфере самым безопасным выбором для коммерческого успеха стало «Десять заповедей», что полностью понимал Сесил Б. Демилль, который по сути сформировал современное кинопроизводство. Можно даже сказать, что именно Сесил Б. Демилль построил Голливуд. Хотя сегодня мы можем считать фильм 1956 года старым, к моменту его создания Сесил Б. Демилль уже более четырех десятилетий работал в киноиндустрии. Он видел две мировые войны, эпоху немого кино, золотой век кинематографа и переход к цветным фильмам. Он был первопроходцем своего времени, и его фильмы неизменно приносили прибыль.
Современная адаптация истории Исхода была тщательно продумана, чтобы соответствовать вкусам современной массовой культуры. Сюжет красиво воплотил традиционные ценности: отстаивание личной свободы, осуждение угнетения и тирании, тонкое включение некоторых аспектов авраамических верований о Боге и подчеркивание важности семьи на протяжении жизни Моисея – от его египетских братьев, матери, отца до его еврейской родительной семьи и наконец к его приемной семье в Мадиаме. Дон Дрэпер мог бы удобно продвигать эти ценности с оттенком цинизма в рекламе за минимальную стоимость.
Маминых и яблоневых ценностей было полно в сюжете фильма «Десять заповедей».
Как преданный поклонник, я часто задумывался о том, был ли фильм «Десять заповедей» намеренно намеком на политическую обстановку маккартизма. Учитывая известную консервативную позицию Деммля, некоторые аспекты фильма кажутся указывающими на политический подтекст. Один из таких элементов – драматическое представление режиссера в кинотеатрах, которое обычно отсутствует в потоковых версиях. Во время краткого вступления режиссер использует мощные слова, описывая фильм как «рассказ о рождении свободы». Далее он добавляет:
«Тема этой картины такова: должны ли они подчиняться закону Божьему или воле диктатора вроде Рамсеса? Являются ли люди собственностью государства или же свободными душами перед Богом?»
Хотя в ‘Десяти заповедях’ имеются элементы, которые можно рассматривать как близкие к маккартизму, стоит отметить, что два человека, ранее занесенные в черные списки, сыграли ключевую роль в создании фильма. Эдвард Г. Робинсон и Элмер Бернштейн работали над фильмом с одобрения Сесила Б. ДеМилля.
Когда вы сравниваете «Десять заповедей» с другим успешным фильмом о мечах и сандалиях, выпущенным четырьмя годами позже, становится очевидно, что первый сильно склоняется к традиционалистским взглядам, но при этом тонко эксплуатирует свою аудиторию. Как и «Десять заповедей», «Спартак» может похвастаться звездным актерским составом, известным режиссером (Стэнли Кубрик) и грандиозными сценами, напоминающими о разделении Красного моря. Оба фильма сосредоточены на восстании рабов против угнетающего правления. Однако в то время как «Десять заповедей» продвигают консервативные ценности и сенсационность, «Спартак» открыто поддерживает либеральные идеологии. Это повествование о массах, восставших против укрепившейся структуры власти… режима, который представляет себя республикой, но дарует свободу только богатым и влиятельным.
Четыре года после ‘Десяти заповедей’, в 1956 году, я оказался погружённым в изображение жизни Моисея, которое было отфильтровано через призму двух современных реальностей: Железного занавеса и вуали американской сексуальной консервативности.
Смотрю фильм сегодня
Строительство Десяти Заповедей может не быть особенно художественным, но его простота придает ему непреходящее качество. Как предполагает Мартин Скорсезе, стоит больше концентрироваться на визуальных эффектах и зрелище, нежели на сюжете. Во многих отношениях это ощущается как фильм ужасов: например, первая сцена с египетским воином, вынимающим окровавленный меч из колыбели рядом с испуганной, мертвой матерью, вызывает холодок по коже; а появление Ангела Смерти напоминает облако ядовитого газа, что действительно тревожит.
До встречи Моисея с Богом сцены полны преувеличенных актерских эмоций Чарлтона Хестона, но как только он сталкивается с горящим кустом, его поведение меняется на более ошеломленное или возвышенное. Расхождение Красного моря – впечатляющий визуальный эффект, и Винсент Прайс мастерски исполняет роль Бака, злонамеренного и гротескного главного строителя, обеспечивающего наилучшую актерскую игру в фильме.
Хотя фильму уже более 70 лет, я едва ли могу представить себе фильм, который бы мне хотелось посмотреть больше этой адаптации ‘Десяти заповедей’. Удивительно, но ловушки, которые расставил Сесил Блаунт де Милль, всё ещё действуют на удивление хорошо. Включение секса и насилия в фильм несомненно захватывающе. Это грандиозно, роскошно и даже немного самодовольно, но трудно отрицать его привлекательность.
Просто цените фильм таким, каким он был задуман: развлечение, основанное на божественном повествовании. Его цель не в образовании, а скорее в развлечении. Если вы ищете что-то более глубокое и духовное, книга Исхода предлагает краткое чтение и представляет ту же историю в ее оригинальной форме, датируемой древними временами, предоставляя понимание важного периода в истории еврейского народа.
Смотрите также
- Зефир — эксклюзивный клип
- Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 снова откладывается, на этот раз до октября 2025 года
- Nintendo делает переход на Switch 2 максимально простым для всех.
- Новые умные телевизоры Samsung Neo QLED и OLED за 2025 год уже доступны, включая модели с разрешением 4К и 8К
- Список уровней каждой игры Assassin’s Creed
- Секрет SHIB потрясает!
- Wildgate — Официальный Обзорный Трейлер
- Боец Шаолиня – Официальный клип
- Кирби и Забытые Земли — Трейлер Ninendo Switch 2 Edition | Прямой эфир Нинтендо Свич 2
- Храбрые по умолчанию: Летающая фея в формате HD ремастер анонсирован для Nintendo Switch 2
2025-04-19 18:13