Как киноэнтузиаст, проведший бесчисленные часы, погружаясь в богатое полотно мирового кино, мне интересно наблюдать за сложной паутиной влияния, которая соединяет, казалось бы, разрозненные произведения. В данном случае поразительное сходство между авангардным короткометражным фильмом Криса Маркера «Жете» и шедевром Терри Гиллиама 1995 года «12 обезьян» является свидетельством силы повествования и универсальных тем, которые находят отклик в разных культурах и во времени.
Фильм «12 обезьян», снятый Терри Гиллиамом в 1995 году, покорил публику и получил признание критиков. Этот шедевр имел оглушительный успех, радуя как зрителей, так и критиков, и завоевал множество наград, многие из которых были признаны за новаторский научно-фантастический сюжет. Немногие научно-фантастические произведения углубляются в психологические повороты, характерные для триллеров, но этот делает это, что делает его совершенно уникальным в этом жанре. Интересно, что известная история Гиллиама была вдохновлена менее известным фильмом; однако он признает название источника во вступительных титрах «12 обезьян».
Фильм, о котором вы говорите, на самом деле называется «La Jetée» — французский фильм Криса Маркера 1962 года. В отличие от «12 обезьян» Терри Гиллиама, который намного длиннее, этот фильм длится всего двадцать восемь минут, и его можно охарактеризовать как экспериментальную пьесу, а не как традиционное повествование. Диалоги минимальны, в основном повествование, а визуальный стиль больше напоминает слайд-шоу, чем типичный фильм. Однако остается вопрос: как этот черно-белый художественный фильм превратился в американскую классику? Кроме того, как он оказал такое влияние на современный жанр научной фантастики?
La Jetée раздвинула границы кино 1960-х годов
С точки зрения внешнего вида La Jetée особо не выделяется. Большая часть его 28-минутной продолжительности состоит из изображений, статически отображаемых на экране, в сопровождении музыки и повествования. То, как он составлен, больше похоже на авангардный художественный фильм, чем на типичный научно-фантастический фильм. Следовательно, главная привлекательность La Jetée заключается в ее отчетливом повествовании.
Короткометражный фильм Криса Маркера «La Jetée» вращается вокруг повествования о временной петле. Начальная сцена служит решающим моментом: в прелюдии к антропогенной катастрофе молодой парень сопровождает своих родителей на пирс. Там он наблюдает, как мужчина (Давос Ханич) и женщина (Элен Шатлен) эмоционально прощаются, но несколько мгновений спустя мужчину застреливают. Перенесемся в последствия опустошительной Третьей мировой войны, и эта же самая молодежь выживет, в конечном итоге пополнив ряды человечества, живущего в подземных убежищах.
В конце концов, мужчина, когда-то мальчик, превращается в последний шанс человечества предотвратить катастрофу. Он переносится в прошлое, где из своих воспоминаний формирует романтическую связь с женщиной. Позже он отправляется в будущее, чтобы собрать технологии для восстановления цивилизации. Однако, вернувшись в свою эпоху, он узнает, что эти ученые намерены уничтожить его, как только их задача будет выполнена. Опасаясь за свою жизнь, он убегает в прошлое и встречает женщину на пирсе. К сожалению, ученый его времени выслеживает его и смертельно стреляет в него.
В сегодняшнем контексте эта сюжетная линия может показаться типичным временным парадоксом «Доктора Кто», но еще в 1960-х годах она была новаторской. Хотя концепция парадоксального путешествия во времени изучалась на протяжении всей истории, до «Жете» его изображение на большом экране было редкостью. Уникальность этого проекта заключается не только в том, как он реализовал эту идею, но и в том, как это было сделано в абстрактной манере – сочетание увлекательных аспектов кино и мимолетной природы фотографии.
Художественное происхождение Ла Жете
- Крис Маркер также работал над Олимпией 52, документальным фильмом об Олимпийских играх 1952 года.
- В 1983 году Крис Маркер снял «Sans Soleil», еще один фильм о тонкостях памяти.
- Уникальный стиль La Jetée известен как «кино-картинка» или «кино-фотография».
Как и любое произведение искусства, «Жете» не возник из воздуха. На него повлияли некоторые стилистические предшественники, в частности движение французской новой волны, также известное как Nouvelle Vague. Это кинематографическое движение было направлено на создание «новой волны» в кинопроизводстве, оторвавшись от традиционных норм и приняв инновации и абстрактные идеи.
Как киноман, я нахожу поразительное сходство «Жете» с многочисленными фильмами эпохи «Новой волны». Эти кинематографические жемчужины часто создавались под влиянием сложностей экзистенциализма или политических волнений. Визионеры, стоящие за этими шедеврами, деликатно манипулировали грубыми аспектами человеческой натуры, давая голос темам, которые когда-то считались табу.
По сути, Nouvelle Vague со временем разделилась на два основных стиля: фильмы «Правобережья» вели известные режиссеры и имели тенденцию быть более успешными в финансовом отношении. Фильм «Жете» подпадал под альтернативу «Левый берег», которая имела ограниченные ресурсы и меньшее влияние в массовой культуре. Однако финансовая нестабильность побудила кинематографистов экспериментировать с менее традиционными методами.
12 обезьян подошли к помещению Ла Жете под другим углом
Спустя тридцать лет после выхода «Жете» Терри Гиллиам в 1995 году снял фильм «12 обезьян». Этот триллер основан на двух важных элементах, оба из которых представлены в первых сценах. Во-первых, выясняется, что в 1996 году во всем мире произошла вирусная катастрофа, опустошившая планету. Во-вторых, главного героя, Джеймса Коула (его сыграл Брюс Уиллис), мучают повторяющиеся сны о человеке, которого убивают в аэропорту полицейские.
После того, как человечество оказалось на грани уничтожения, Коул выбран нашим последним шансом на выживание. Его отправляют в прошлое, но его первая попытка предотвратить вирусную катастрофу не увенчалась успехом. Со второй попытки он обнаруживает данные, которые противоречат версии событий ученых. Пытаясь отказаться от миссии, Коул встречает сопротивление. Убегая через аэропорт, он узнает путешественника во времени из своей эпохи (Дэвида Морса). В отчаянной попытке избежать своей судьбы Коул вытаскивает свое оружие, но сотрудники службы безопасности аэропорта застрелили его.
Действительно, в отличие от загадочной короткометражки «Жете», «12 обезьян» представляет собой полноценный боевик-триллер с более обширной сюжетной линией. Продолжительность фильма составляет 129 минут, что примерно в шесть раз дольше, чем у «La Jetée«. Кроме того, в отличие от своего предшественника, здесь не используются авангардные методы или уникальные стили кинопроизводства. Вместо этого повествование «12 обезьян» представлено прямолинейно, хотя и следует нелинейной временной шкале. В конце концов, режиссер Терри Гиллиам обладал исключительными талантами Брюса Уиллиса.
Пересечение французского и американского кино
Понятно, что истории «Жете» и «12 обезьян» имеют значительное сходство. В то время как многие современные фильмы и сериалы посвящены путешествиям во времени, фильм Терри Гиллиама 1995 года можно рассматривать как дань уважения авангардному французскому короткометражному фильму. Примечательно, что ключевые сцены в обоих фильмах происходят возле взлетно-посадочных полос аэропорта и имеют поразительное сходство. Фактически, Universal Studios даже приобрела права на ремейк La Jetée еще до начала производства «12 обезьян».
Хотя каждый фильм уникален для своего времени и отражает преобладающие тревоги соответствующей эпохи, и «Жете», и «12 обезьян» выражают мощную критику склонности человечества к самоуничтожению. Терри Гиллиам и Крис Маркер разделяют скептицизм по отношению к вере человечества в то, что оно может обогнать даже смерть. В обеих работах неявно заложена идея предопределения, предполагающая детерминистический взгляд на время и события.
В «12 обезьянах» сюжетная линия расширена, однако концепция судьбы как неотъемлемая часть сюжета остается неизменной. Как и в «Жете», мы сталкиваемся с более тонкими изображениями стереотипа сумасшедшего ученого. Несмотря на свои благородные намерения – спасти человечество от надвигающейся гибели – оба фильма сосредоточены на глубоко проблематичных планах, учитывая, что люди по своей природе несовершенны. И неназванный человек в «Жете», и Коул в «12 обезьянах» демонстрируют намек на свободную волю, и их восстание в конечном итоге решает мрачную судьбу человечества.
В конечном счете, у нас есть визуальные аспекты. Хотя это может показаться более дорогим, 12 Monkeys усиливает визуальные элементы, которые сделали La Jetée очаровательным. Его доапокалиптические сцены, происходящие в настоящем, приглашают зрителей погрузиться в историю. Однако эти знакомые пробные камни затем пожираются ржавой футуристической эстетикой.
В постапокалиптических историях часто можно встретить изображение когда-то знакомых мест как чужих или чужих, что служит образом, позволяющим реалистично передать опустошение. То, что осталось после апокалипсиса, часто забирают выжившие; вчерашние технологии должны адаптироваться и сохраняться. В то же время эти знакомые штрихи помогают зрителям закрепиться в истории, давая им ощущение места и более глубокое понимание потерянного мира. Хотя это не уникально для фильма Жете, многие дизайнерские идеи Криса Маркера повлияли на современные средства массовой информации.
Весьма интригующе то, что, несмотря на то, что Терри Гиллиам прямо упомянул La Jetée в своих вступительных титрах, он не был знаком с фильмом Криса Маркера до того, как стал режиссером 12 обезьян. Триллер 90-х годов был инициирован его исполнительным продюсером Робертом Косбергом, который лично интересовался короткометражкой Маркера 1962 года. Косберг предложил эту идею компании Universal, в результате чего они поручили Дэвиду и Джанет Пиплс написать полнометражный сценарий. После завершения они пригласили Терри Гиллиама в качестве директора.
Смотрите также
- 10 устаревших аниме-троп, которые Дандадан использовал безупречно
- 10 аниме-дуэтов, таких как Дандадан Момо и Окарун
- Роберт Де Ниро сыграл две главные роли в одном из лучших гангстерских фильмов 90-х.
- Мыслить как преступник: судьба каждого главного героя в конце сериала
- Доктор Кто: объяснение «73 ярдов»
- МТС-Банк акции прогноз. Цена MBNK
- TWD: Финал второго сезона Дэрила Диксона катастрофически прощается с Францией
- Вдохновение Star Wars: Skeleton Crew для пиратской темы включает культовую приключенческую игру LucasArts
- Канг может вернуться в MCU, объяснили
- Эта новая механика была разработана, чтобы продлить срок службы вашей кампании D&D.
2024-11-11 03:54