Как знаток аниме и свидетель бесчисленных историй, сочиненных различными студиями, я должен сказать, что «Могила светлячков» студии Ghibli выделяется как уникальный и пронзительный шедевр. Я посмотрел немало анимационных фильмов, от причудливых до откровенно мрачных, и редко нахожу фильм, который оставляет такой неизгладимый след в моей душе.
Обычно, когда люди слышат «Студию Гибли», они представляют себе грандиозные, победоносные и очаровательные истории, наполненные чудесами, искуплением и примирением. Этот образ действительно уместен, поскольку в середине 80-х студия Ghibli дебютировала с двумя вечными фэнтезийными фильмами: «Навсикая из долины ветров» и «Небесный замок». Однако в 1988 году студия пошла на риск, разрешив новому режиссёру Исао Такахате создать анимационную военную драму по автобиографическому роману Акиюки Носаки 1967 года. Конечным продуктом стала «Могила светлячков», которая сейчас широко признана трагическим шедевром Такахаты.
«Могила светлячков», один из самых трогательных и пронзительных когда-либо созданных аниме-фильмов, рассказывает историю 14-летнего Сэйты Ёкокавы и его 4-летней сестры Сэцуко Ёкокавы. Живя в Кобе в последние месяцы Второй мировой войны, они переживают ужасный поворот событий, когда американские бомбардировщики атакуют их родной город, убивая их мать и оставляя их на произвол судьбы. Вынужденный жить с недоброй тетей, настойчивость Сейты подвергается испытанию, когда она постоянно ругает его. В поисках лучшей жизни он увозит Сэцуко и те немногие деньги, которые у них есть, на мирные берега, где они когда-то познали счастье. Однако их борьба за выживание в конечном итоге настигает их самым душераздирающим образом.
Могила светлячков разрушает национальную и личную гордость
В фильме рассказывается о цене высокомерия Японии во время войны
Несмотря на то, что «Могила светлячков» глубоко укоренена в японской истории, она выходит за рамки культурных границ благодаря своим универсальным темам, таким как честь, опустошение и потеря невинности. Хотя воздушные налеты могут напоминать образы американской войны, особенно трагических атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, противники изображаются тонко или преуменьшаются. В отличие от многих фильмов о Второй мировой войне, «Могила светлячков» рассказывает свою историю в первую очередь с точки зрения двух детей, особенно подростка Сейты.
Анимационный фильм «Могила светлячков» часто называют «антивоенным» фильмом из-за резкого изображения жестокостей войны и ее воздействия на жизни невинных людей. Вместо этого можно было бы сказать, что визуальные эффекты фильма мрачны и никоим образом не романтизируют войну. Действительно, это военная драма, которая представляет суровую реальность и человеческие жертвы конфликта даже в, казалось бы, мирные моменты. Однако сам режиссер Такахата не хотел, чтобы «Могилу светлячков» относили к категории «антивоенных».
Фильм «Могила светлячков» не был призван пропагандировать какую-либо политическую идеологию, а, скорее, несет в себе глубокий моральный посыл. Хотя дети, возможно, и не участвуют в боевых действиях на войне, ее последствия существенно влияют на них. Они являются невинными жертвами конфликта и мировых событий, но не они являются причиной этих событий. Бомбардировки и ядерные атаки служат фоном для более тонкого, но не менее важного послания. По сути, «Могила светлячков» изображает высокую цену гордости.
[Могила светлячков] не несет антивоенного послания каким-либо образом или в какой-либо форме». (Или: «В фильме [Могила светлячков] нет антивоенного послания».)
В «Могиле светлячков» история основана на чувстве гордости – будь то националистической или личной. Эта гордость побудила Императорскую Японию присоединиться к державам Оси, что вызвало разрушения по всей Азии. Именно эта гордость привела к эскалации напряженности в отношениях с союзниками, особенно с Соединенными Штатами, после нападения на Перл-Харбор. Японское правительство во время войны использовало эту гордость, чтобы манипулировать населением, заставляя его поверить в то, что оно бесполезно в погоне за национальным и имперским величием. Они даже обманули своих граждан относительно реального состояния войны. К сожалению, эти действия привели к глубоким страданиям как внутри страны, так и за рубежом.
Эта тема широко затрагивалась во многих японских фильмах после войны, когда нация изо всех сил пыталась смириться с опустошением, которое причинила их национальная гордость. Это включало (но не ограничивалось) последствия ядерной войны, колоссальные потери с их стороны, тщетность жертв их народов, безразличие их лидеров, их изменившуюся позицию и восприятие на глобальной арене. Знаменитый монстр Годзилла, дебютировавший в 1954 году после войны, стал самым известным воплощением этих чувств. Годзилла послужил ярким проявлением страха и благоговения, которые испытала Япония, столкнувшись с зарей ядерной войны. Почти семь десятилетий спустя Годзилла Минус Один углубится в эти темы в более оптимистичной и явной манере.
Вместо этого «Могила светлячков» принимает более созерцательный, пассивный стиль. Этот фильм углубляется в историю с точки зрения тех, кто больше всего пострадал от войны — уязвимых гражданских лиц, а не сильных мира сего или комбатантов. Ему не хватает явного политического рвения, поэтому его эмоциональная глубина и человечность продолжают находить мощный отклик даже по прошествии времени, когда Вторая мировая война становится все более отдаленной в нашей коллективной памяти.
Сейта Ёкокава — самый трагический герой студии Ghibli
Гордый главный герой фильма доводит историю до разрушительного завершения
В мрачном сценарии, с которым столкнулись Сейта и Сэцуко, национальная преданность могла стать первым толчком, особенно когда они стали сиротами на земле, опустошенной смертностью и руинами. Тем не менее, именно личная гордость Сейты – особенно его собственная – в конечном итоге решила их судьбу. К нему сложно придраться, учитывая его молодость, невиновность, отчаяние и военное происхождение. Сейта олицетворяет типичного трагического героя; Как и у многих классических персонажей до него, его сострадательные намерения, качества и мучительные обстоятельства омрачены чрезмерной самоуверенностью. Движимый эмоциями, а не разумом, он оставляет позади горькую заботу своей тети и пытается выжить вдали от сети вместе с Сэцуко, потому что его гордость больше не может этого выносить. Это решение заставляет их прибегать к воровству и собиранию мусора, чтобы остаться в живых. К сожалению, эти усилия оказываются тщетными, поскольку Сэцуко умирает от длительного голодания.
Читатели чувствуют одновременно жалость и раздражение по отношению к Сейте, что является отражением намерения Носаки смириться со смертью своей сестры и чувством вины выжившего. В романе литературный аналог Носаки, вдохновитель Сейты, умирает вскоре после его сестры, что символизирует самонаказание Носаки за ее кончину. К сожалению, это была форма самообвинения, которую Носака выразил в своей истории, назвав ее «двойным самоубийством». Эта тема продолжается в анимационной версии, где Сейте удается вызвать сочувствие аудитории из-за своей подлинной человеческой слабости и потери среди непреодолимых невзгод, как у классического трагического героя.
После войны, изображенной в «Могиле светлячков», общество характеризуется менталитетом выживания наиболее приспособленных и самосохранения, оставляющим мало места для сочувствия или коллективного духа. Сильное чувство гордости Сейты заставляет его уйти из этой суровой среды, что, в свою очередь, заставляет других поступать по отношению к нему так же. Последствия заключаются в том, что Сейта и его сестра Сэцуко остаются на произвол судьбы, а их тетя, несмотря на ее собственные трудности, демонстрирует черствость и жестокость, движимую гордостью. Это решение в конечном итоге заставляет Сейту оставить опеку тети и искать убежища в заброшенном бомбоубежище, что приводит к трагической судьбе обоих детей. Неудивительно, что из-за своих действий тётя сегодня остаётся одним из самых нелюбимых персонажей аниме.
Точно так же Сейта сталкивается с враждебностью, бессилием и апатией, пока он и его сестра переносят свои невзгоды. Его избивают, пренебрегают и бросают голодать. Даже после смерти его считают раздражителем. Двое взрослых, предлагающих помощь, — сострадательный фермер и сочувствующий офицер — ограничены в своих возможностях. Хотя пламя войны, возможно, утихло и страна больше не разрушается, гордость продолжает уносить жизни. Что делает трагедию «Могилы светлячков» такой острой, так это то, что смерть Сейты и Сэцуко можно было предотвратить.
Могила светлячков сочетает невиновность со смертью
Символизм светлячков глубоко проникает в персонажей и обстановку
В японском фольклоре и языке образ светлячка имеет большое значение, выступая в качестве центрального символа в «Могиле светлячков». Термин «светлячок» «хотару» переводится как «огненная капля». Эта метафорическая связь с бомбардировками во время Второй мировой войны поразительна: бомбы падают с неба, как огненные капли. Тем не менее, нежное и невинное очарование настоящих светлячков дает Сейте и Сэцуко мимолетную передышку среди хаоса, даря им краткий миг спокойствия и счастья.
В японском фольклоре светлячки символизируют смерть, обновление и духовное царство. Считается, что это духи ушедших людей, в том числе солдат, павших на войне, что перекликается с острым фоном конфликта в фильме. Анимационный фильм «Могила светлячков» развивает эту идею, предполагая, что светлячки, несмотря на свою сияющую красоту, живут недолго, отражая трагическую историю Сэцуко и Сейты.
Несмотря на то, что «Могила светлячков» не получила такого же коммерческого внимания, как другие фильмы студии Ghibli, она оказала неизгладимое влияние на популярную культуру и фанатов аниме. Это влияние наиболее ясно видно в непреходящем наследии ее персонажа, Сэцуко. Обладая очаровательным дизайном, розовыми щеками, украшенными наклейками, и чистой, незапятнанной личностью, она служит символом как детства, так и трагических последствий войны и насилия. Знаменитые образы, такие как она несет изношенный зонтик или отдает честь в шлеме своего отца, мгновенно узнаваемы.
В этом душераздирающем анимационном фильме «Сэцуко» выступает в качестве эмоционального ядра, оставляя неизгладимое впечатление на зрителей. На фоне опустошения она слишком молода, чтобы осознать ужасы человеческой природы и ее разрушительные последствия. Ее матери нет, светлячки живут недолго, и она не может понять, почему. Было бы преуменьшением утверждать, что, когда Сэцуко умирает, человек чувствует боль утраты, отражающую ее собственную. Возможно, именно по этой причине многие уклоняются от повторного посещения «Могилы светлячков».
Могила светлячков невероятно ужасна
В фильме используется более детальная анимация для изображения трагедий войны.
Как энтузиаст игр, я не могу не восхищаться захватывающей дух анимацией студии Ghibli. Их опытные художники, аниматоры и дизайнеры являются бесспорными мастерами маскирующего эффекта. Эта техника прекрасно сочетает в себе сложную, реалистичную обстановку с более причудливым и упрощенным дизайном персонажей. Цель этого метода — помочь зрителям идентифицировать себя с этими минималистичными персонажами и полностью погрузиться в мир, который кажется невероятно реальным. Во многих фильмах Ghibli этот прием переносит нас в царство волшебства, тайны и величия – достаточно вспомнить захватывающий научно-фантастический эпос Навсикая из Долины Ветров или фантастический мир стимпанка. изображен в Небесном замке.
Несмотря на разрушительное воздействие «Могилы светлячков», если бы этот фильм был создан другой студией с более зрелым или графическим стилем, он мог бы быть еще более мрачным и тревожным. Однако решение Studio Ghibli сохранить милый, детский и атмосферный художественный стиль сделало фильм еще более душераздирающим. Такой подход был поразительным, потому что ужасные сцены, такие как обгоревшие трупы, военные самолеты, горящие деревни и голод, были изображены в стиле, который обычно ассоциируется с детскими рассказами. Интересно, что студия Ghibli выпустила «Мой сосед Тоторо», нежную и причудливую историю о двух детях, воссоединившихся с духами природы в послевоенной Японии, в том же году, что и «Могила светлячков». Этот контраст стал одновременно ярким напоминанием о суровых реалиях войны и ощущением катарсиса.
Такахата и его творческая команда, состоящая, среди прочего, из аниматоров Ёсифуми Кондо и Ёсиюки Момосе, координатора цвета Митиё Ясуда и других, сделали все возможное, чтобы усилить отличительную эстетику студии Ghibli. Сотрудничество Кондо и Момосе под руководством Такахаты привело к созданию более сложной анимации, демонстрирующей плавность и захватывающую плавность. В некоторых сценах, таких как ужасающий воздушный налет или мучительные последствия смерти Сэцуко, анимация настолько плавная, что кажется, будто она была снята на ротоскопе. Это придает тревожный реализм изображению опустошенных войной людей. Япония, делающая ее красоту и ужас еще более поразительными и устрашающими.
В отличие от общепринятой практики в Studio Ghibli, Такахата попросил Ясуду использовать коричневый цвет вместо черного для контуров, фонового рисунка, окружения и дизайна персонажей в «Могиле светлячков». Этот сдвиг представлял собой трудность, поскольку коричневому цвету не хватало резкого контраста, обычно обеспечиваемого черным. Однако этот выбор способствовал появлению устаревшей и изношенной эстетики фильма. Повествование передается через воспоминания двух ушедших духов, вспоминающих прошлую эпоху, размытую временем и памятью. Поэтому «Могила светлячков» выглядела более неотшлифованной по сравнению с другими фильмами студии Ghibli того времени.
Вместо более традиционного и привычного стиля Миядзаки художественные и дизайнерские приемы Такахаты были более смелыми и новаторскими, о чем свидетельствует характерный внешний вид «Могилы светлячков». Эти уникальные штрихи и по сей день выделяют его фильм среди других работ студии Ghibli. Будучи творческим новатором в студии, Такахата продолжал исследовать новые стили анимации в своих более поздних работах, таких как «Только вчера», «Пом Поко» и «Сказка о принцессе Кагуя», получивших высокую оценку за экспериментальный подход.
Мультфильм «Могила светлячков» смотреть непросто. Даже спустя почти 40 лет он остается одним из самых эмоционально мучительных фильмов в истории кино. Он не уклоняется от показа суровой реальности человеческих страданий и отчаяния, но тонко вплетает нежность в эту мрачность. После просмотра этого фильма многие зрители не хотят смотреть его снова, но мало кто когда-либо сожалеет о том, что посмотрел его – дань уважения мастерству Такахаты как аниматора и его способности изображать человеческие условия. По крайней мере, версия «Home Sweet Home» в исполнении сопрано никогда не будет звучать так же после просмотра этого фильма, поскольку невозможно не тронуться ею.
Могилу светлячков можно посмотреть на Netflix.
Смотрите также
- Обзор 6 серии 2 сезона «Кольца власти»: сериал решает одну проблему, но создает другую
- 10 ретконов, которые исправили самые большие ошибки любимых кинофраншиз
- Почему Спенсера Рида нет в 16 сезоне «Мыслить как преступник»?
- Поклонники WWE оплакивают Сида Вишеса после того, как легенда рестлинга умерла в 63 года после битвы с раком
- Уютную игру «Властелин колец» Tales of the Shire перенесли на начало 2025 года
- 10 отличных комедий, в которых умирает главный герой
- Трейлер спин-оффа «Джорджи и Мэнди» молодого Шелдона показывает, когда выйдет продолжение сериала
- Лучший аватар. Книга «Повелитель стихии. 3 боя». Рейтинг.
- «Буду скучать по людям»: давний руководитель Marvel объявляет об уходе из компании после недавней премии «Эмми»
- Что каждая игра Fire Emblem делала лучше всего?
2024-09-14 19:07