Как человек, проведший бесчисленные часы под водой в глубинах кинематографического океана, мне интересно наблюдать за странным и интригующим явлением, которое произошло в 1989 году с выходом на экраны подводных фильмов ужасов — «Глубокая звезда шесть», «Левиафан», «Бездна» и «Повелители мира». Глубокий. Не каждый день четыре фильма с поразительно похожими темами и декорациями выходят на экраны за короткий промежуток времени.
Будучи киноэнтузиастом, которому посчастливилось (или не повезло) посмотреть изрядную долю фильмов категории B, я не могу не вспомнить старую пословицу о том, что «подражание — это самая искренняя форма лести». Кажется, что эти кинематографисты нашли вдохновение в одном и том же источнике идей, каждый из которых внес свой уникальный вклад в этот морской кошмар.
И давайте не будем забывать о жутком времени всего этого! Эти фильмы были выпущены всего через несколько месяцев после того, как роман Майкла Крайтона «Сфера» появился на прилавках, словно космическая сила организовала морскую симфонию террора. Хотя мы, возможно, никогда не узнаем, существовала ли между ними какая-либо прямая связь, трудно не задаться вопросом, не просочилась ли книга каким-то образом в коллективное подсознание этих кинематографистов, заставив их нырнуть с головой в одни и те же леденящие душу глубины.
Итак, когда я сижу здесь, созерцая тайны глубокого и любопытного мира кино, я не могу не посмеяться над мыслью, что, может быть, просто может быть, в воде действительно что-то есть! Возможно, это секретный напиток, приготовленный осьминогом-киноманом с злым чувством юмора, которому нравится видеть, как мы барахтаемся, пытаясь идти в ногу с последними тенденциями. Кто знает? Возможно, однажды мы окунёмся в море ром-комов о русалках или мюзиклов об акулах! Теперь бы не
об этом стоит петь?
К концу 1980-х годов на голливудской киносцене возникла своеобразная тенденция. Зрителей захлестнула волна научно-фантастических фильмов ужасов, которые поразительно напоминали классический «Чужой», с одним заметным отличием — действие происходило под водой. Такие фильмы, как «Левиафан», «Бездна», «DeepStar Six», «Разлом» и «Повелители глубин», наводнили кинотеатры с 1989 по начало 1990 года. Хотя может показаться, что это простая гонка за превосходство в прокате. Определение порядка выхода этих фильмов и понимание того, почему они все появились примерно в одно и то же время, — непростая задача.
Неудивительно, что фильм Джеймса Кэмерона Бездна, получивший премию «Оскар», имел успех как коммерчески, так и критически, но его успех был обусловлен не только оригинальностью. Фактически, он имеет несколько общих тем с другими фильмами: шахтеры и военные миссии, научные исследования, подводные лодки и встречи с морскими чудовищами и инопланетянами. Некоторые директора признали, что следили за этой тенденцией, в то время как другие утверждали, что не знали о гонке подводных вооружений. Однако предполагается, что этот узор мог быть взят из популярной книги.
Сюжеты этих водных триллеров на удивление идентичны
У океанических существ, изображенных в период с 1989 по 1990 годы, изображения могут существенно различаться, но их повествования имеют тенденцию следовать определенному образцу. Каждый фильм включает в себя такие элементы, как военные миссии, горнодобывающие операции, инновационные подводные лодки, генетические манипуляции и, конечно же, морские чудовища. Бездна в этом контексте является ключевым перекрестком: ВМС США привлекают инженеров подводной буровой станции для подъема атомного подводного аппарата, что приводит их к обнаружению водных инопланетян. В других фильмах этой группы эти компоненты модифицируются по-разному.
В фильмах «DeepStar Six» и «Повелители глубин» два фильма вращаются вокруг подводных загадок: ядерное хранилище ВМФ уничтожает глубоководных ракообразных в первом и ученые, обнаруживающие внеземную жизнь в подводных пещерах во втором. Инопланетяне в «Повелителях глубин» напоминают пришельцев из «Бездны», и этот фильм разделяет тему подводных лодок как с «Разломом», так и с «Левиафаном». В «Рифте» глубоководные шахтеры раскапывают советскую подводную лодку, где неэтичные эксперименты привели к гротескным мутациям, а в «Левиафане» участвует экспериментальная подводная лодка, рождающая собственное чудовищное потомство.
Хронология фильма «Подводные существа» |
---|
|
Может показаться, что даты выхода определяют происхождение этих фильмов, но сосредоточение внимания исключительно на датах выхода упускает из виду этапы их разработки. Джеймс Кэмерон придумал концепцию «Бездны», когда он был еще подростком, и начал писать сценарий в 1986 году. Создается впечатление, что другие последовали его примеру, однако строгая конфиденциальность Кэмерона затруднила бы копирование его работы. Примечательно, что первоначальный вариант «Повелителей глубин» был написан еще в 1982 году. В интервью Cinefantastique 1989 года продюсер Роджер Корман отметил своеобразное взаимодействие между всеми этими фильмами, что предполагает общую творческую энергию.
Странно, что мы, похоже, независимо друг от друга наткнулись на подобные концепции. Я сомневаюсь, что другие режиссеры были знакомы с «Повелителями глубин», и я могу подтвердить то же самое и для нас. Изначально у меня был черновой вариант сценария, который мне показался непривлекательным и я отложил его. Недавно я вернулся к нему из-за свежих идей, которые пришли мне в голову. Интересно, что продюсерами «Бездны» являются мои бывшие помощники Гейл Херд и Джеймс Кэмерон.
К 1982 году Кэмерон уже покинул продюсерскую студию Кормана, что заставляет сомневаться в том, что ему довелось бы пересмотреть сценарий «Повелителей глубин». Тем не менее, интересно предположить, что если бы этот менее известный фильм был выпущен первым, он мог бы спровоцировать всю эту тенденцию.
Не все кинематографисты знали о параллельном производстве
Кинематографисты, связанные с жанром фильмов о морских монстрах, ответили по-разному, когда им задали вопрос об их сходстве:
Опытный художник-эксплуататор Шон С. Каннингем (известный по фильму «Пятница, 13-е») признался, что создал «DeepStar Six» в попытке конкурировать с другими фильмами этого жанра. С другой стороны, сценарист Хосе Эскрива преобразовал первоначальный космический сеттинг «Разлома», чтобы избежать сравнений с «Чужим». Он не знал, что морская среда приведет к таким осложнениям. Наконец, Джордж П. Косматос, режиссер «Левиафана», обвинил других кинематографистов этого жанра в подражании его работам.
Преимущественно гнилые рейтинги |
---|
|
Между этими, казалось бы, идентичными фильмами и романом Майкла Крайтона «Сфера» может быть связь. Этот бестселлер, опубликованный в 1987 году, посвящен открытию инопланетного космического корабля на дне океана. Поскольку в то время Крайтон отказался разрешить адаптацию, интересно подумать, были ли эти фильмы вдохновлены уникальной концепцией романа. В выпуске журнала «Cinefantastique» за 1989 год Крайтон сам признал поразительное сходство между фильмами, предложив сбалансированный взгляд на этот вопрос.
Проведя большую часть своей карьеры в мире технологий и бизнеса, я должен признать, что вникание в юридические вопросы обычно не является моей сильной стороной. Однако некоторые люди предположили, что, возможно, мне следует более целенаправленно подойти к этому вопросу с юридической точки зрения. Честно говоря, инстинктивно это не находит во мне отклика. Что касается этих фильмов, то они, кажется, следуют довольно узкому диапазону сюжетных линий – черта, которую я нахожу неудивительной, учитывая их жанр и ограничения, налагаемые средой. Полагаю, можно сказать, что у них есть сходство из-за общего происхождения или творческих ограничений. Но как человек, который предпочитает исследовать обширные просторы инноваций и предпринимательства, мои интересы, естественно, лежат в другом месте.
Как киноэнтузиаст, следящий за этой индустрией на протяжении десятилетий, я могу засвидетельствовать, что нет ничего необычного в том, чтобы увидеть похожие фильмы, выпущенные примерно в одно и то же время. Однако случайное появление в 2024 году двух триллеров о беременных монахинях, Непорочная и Первое предзнаменование, заставило меня задаться вопросом, были ли они вдохновлены отменой дела Роу против Уэйда. Но связь между фильмами 2016 года о прямом самоубийстве Кристины Чаббак и трагическим событием остается неясной.
По моему мнению, в этом контексте мне глубоко резонируют слова Роджера Кормана: «Что-то витает в воздухе». Кажется, что иногда творческие умы тяготеют к схожим темам без какой-либо сознательной связи или объяснения. Будь то совпадение или подсознательное влияние, киноиндустрия порой может быть загадкой.
В воде, как сказал бы Корман, кроется источник вдохновения для рассказчиков, и мы можем только догадываться о ее тайнах. Продолжая смотреть приливы и отливы фильмов, я пребываю в восторге от замысловатого переплетения идей, возникающих в этой постоянно меняющейся среде.
Смотрите также
- Индиана Джонс и Большой круг: все места книги приключений в Гизе
- Прохождение «Индиана Джонс и Большой круг» (очень сложно) — Искупления и финальная битва с боссом (Ирак)
- «Вывел безумие игр на новый уровень»: создатель игры Squid объясняет молодой ансамбль второго сезона
- Дюна: Пророчество: объяснение таинственной силы Десмонда Харта
- Императоры-близнецы, мертвые принцы и кровавые предательства: реальная история «Гладиатора II»
- Джей Би Смув снимается и потенциально сыграет главную роль в жизнерадостной анимационной комедии — отчет
- Оказывается, это не зомби Киллиан Мерфи в трейлере «28 лет спустя»
- Расширенный эпилог «Моей геройской академии» снова подвел фанатов!
- Critical Role x UniVersus — официальный трейлер Heroes of Exandria
- Существа-коммандос: объяснение предыстории доктора Фосфора
2025-01-01 05:09