Как киноэнтузиаст с более чем двадцатилетним опытом погружения в мир ужасов и за его пределы, я должен сказать, что «Бабадук» считается одним из самых ярких кинематографических событий нашего поколения. Благодаря уникальному сочетанию леденящего кровь ужаса и пронзительного исследования персонажей, он глубоко находит отклик у зрителей, особенно у тех, кто столкнулся с потерей, депрессией или борьбой за то, чтобы быть верным себе.
2010-е годы стали выдающимся десятилетием для индустрии фильмов ужасов: появилось несколько знаковых сериалов и сиквелов, которые существенно повлияли на жанр. Такие фильмы, как «Оно», «Заклятие» и «Прочь», стали не только кассовыми хитами, но и сформировали поп-культуру. С другой стороны, такие фильмы, как «Ведьма», «Наследственное» и «Оно приходит ночью», преуспели в создании напряжения и страха, одновременно затрагивая сложные темы, тем самым популяризируя концепцию изощренного ужаса. Однако один фильм той эпохи выделяется уникальным сочетанием душераздирающего страха и глубоких психологических исследований. Этот фильм настолько нервирует, что известный режиссер «Экзорциста» Уильям Фридкин назвал его «самым ужасающим фильмом, который он когда-либо видел».
В 2014 году фильм под названием «Бабадук» появился в программе Sundance «Парк-Сити в полночь», получив высокую оценку из уст в уста, но ограниченный прокат в кинотеатрах. Перенесемся в десятилетие спустя, и этот, казалось бы, скромный дебют превратился в культовую классику. Несмотря на время, «Бабадук» остается таким же впечатляющим, как вспоминают фанаты, если не больше. Ужасающая атмосфера фильма, продуманные элементы дизайна и глубокое погружение в горе и проблемы психического здоровья делают его одним из самых запоминающихся фильмов своей эпохи.
О чем Бабадук?
Бабадук — первый полнометражный режиссерский проект австралийской актрисы и режиссера Дженнифер Кент. В этом леденящем душу фильме Эсси Дэвис играет Амелию Ванек, скорбящую вдову, пытающуюся воспитать своего сложного шестилетнего сына Сэмюэля (Ной Уайзман). В прошлом муж Амелии Оскар (Бен Уинспир) трагически погиб в автокатастрофе по пути отвезти ее в больницу на роды. По мере приближения семилетия Сэмюэля в Амелии вновь пробуждается ряд тревожных эмоций. Ситуация еще больше усложняется тем, что поведение Сэмюэля вызывает проблемы, в результате чего его отстраняют от занятий в школе, поскольку он считается опасным для других детей.
Застряв дома с проблемным сыном, жизнь Амелии начинает рушиться, когда на книжной полке Сэмюэля таинственным образом появляется тревожная красная всплывающая книга. Эта детская книга называется Мистер Бабадук. В ней рассказывается история о призрачной фигуре в цилиндре, которая может преобразовывать людей, вторгаясь в их мысли. По мере развития истории юный Сэмюэл зацикливается на Бабадуке, ощущая его зловещее влияние в своем доме. Бабадук, кажется, усиливает самые глубокие страхи и обиды Амелии, заставляя ее наброситься на сына. Вскоре становится очевидно, что следует бояться не только Бабадука Самуэля; его собственная мать становится все более нестабильной и лелеет мысли о том, чтобы причинить ему вред.
Что представляет собой Бабадук?
В 2014 году, когда Бабадук впервые появился на наших экранах, это был пугающий образ, предвещавший разговоры о психическом здоровье, которые сегодня более распространены. Как и другие вечные классические произведения, такие как Сияние, Бегущий по лезвию и Нечто, культурное значение этого фильма с годами только росло. Что отличает Бабадук, так это новаторское использование ужасов, позволяющее углубиться в такие темы, как депрессия, тревога и сложные чувства матери по отношению к своему ребенку. Поскольку общество становится более открытым в вопросах психического здоровья, эти глубокие эмоции, которые превратили Амелию в современного Джека Торренса, теперь легче обсуждать и понимать. В 2024 году о ядовитом коктейле чувств, сформировавшем характер Амелии, можно говорить с большей ясностью и сопереживанием.
Лучшие киномонстры служат средством исследования более глубоких социальных и психологических проблем. Омерзительное белое лицо Бабадука, скрипучий голос и когти, похожие на когти, безусловно, являются кошмарами, но эмоциональная травма, которую он представляет, еще более преследует. Злодей в цилиндре олицетворяет внутреннего монстра Амелии, подогреваемого ее истощением и оживленного ухудшающимся психическим состоянием. Он — физическое проявление ее горя (из-за смерти Оскара), ее разрушительной депрессии и обиды, которую она питает к своему сыну. Когда фильм начинается, эти чувства кипели в течение шести лет, и драма Бабадука разворачивается, когда эти эмоции наконец достигают предела.
В разговоре с The Guardian в 2014 году Кент поделился, что «чудовищный» характер Амелии символизирует сложные эмоции, с которыми часто борются реальные матери.
Изначально я боялась, что, будучи не матерью, могу столкнуться с критикой со стороны женщин и матерей. Однако произошло совершенно противоположное; Многие женщины встретили меня с чувством облегчения, увидев на экране человеческую мать. Конечно, обстоятельства необычные, но меня поражает то, как много женщин в какой-то момент своей жизни соприкоснулись с чувствами Амелии.
В этой пугающей истории Бабадук становится неотъемлемой частью мучений и страданий Амелии. Его преследующее присутствие заставляет ее признать суровую правду, с которой она предпочла бы не сталкиваться: ее горечь по отношению к Сэмюэлю из-за кончины Оскара и страданий, которые он ей причинил. По ходу фильма эти подавленные чувства обостряются, в конечном итоге выливаясь в вспышку мстительности. «Мне часто хотелось бы, чтобы вместо него погиб ты», — признается она сыну. В конце концов, Амелия сражается не с Бабадуком, а с самой собой. Кульминационная конфронтация в этом повествовании зависит от ее примирения с умершим мужем и обретения покоя в его утрате. По сути, внутренний монстр (горе) Амелии неистребим, и ее эмоциональная одиссея требует от нее научиться с ним сосуществовать.
Что делает Бабадук таким впечатляющим?
Креативность, которую Кент проявляет при работе с камерой, в значительной степени способствует тому, почему Бабадук остается сильным. Несмотря на то, что это был ее дебютный полнометражный фильм, она продемонстрировала уровень кинематографического мастерства, превосходящий многих более опытных режиссеров. Она мастерски использует все имеющиеся в ее распоряжении кинематографические ресурсы — освещение, ракурсы, актерские нюансы, костюмы, декорации — чтобы создать фильм, который кажется оторванным от течения времени. Неизменное качество Бабадука обусловлено не плохим старением, а скорее тем, что он был создан таким образом, чтобы придать ему ощущение вневременности.
Во время интервью Den of Geek Кент поделилась своими идеями о создании мира, который превосходил бы обычный пригородный фон ее съемочных площадок.
Моей целью было создать миф в знакомой среде, но не привязанный к какому-то конкретному месту. Несмотря на то, что действие происходит в необычном пригороде Австралии, история легко может происходить в другом месте. Частично этот выбор заключался в создании вселенной, которая не сильно отражала бы австралийские особенности.
Прошло 10 лет с момента дебюта «Бабадука», но он, казалось бы, остается вечным. Просматривая фильм в 2024 году, сложно понять, был ли он снят всего пять или даже пятнадцать лет назад, из-за его тщательно разработанного визуального стиля. Сотрудничество между режиссером Дженнифер Кент, оператором Радеком Ладчуком (известным по фильму «Кунсткамера Гильермо дель Торо») и художником-постановщиком Алексом Холмсом (известным по фильму «Человек-невидимка») сыграло решающую роль в создании кинематографической среды, отражающей эмоциональное состояние Амелии. темный, тяжелый мир, окутанный тенями. От приглушенных костюмов актеров до мрачных цветов дома Амелии — каждая деталь была тщательно выбрана, чтобы вызвать чувство печали, отчаяния и беспокойства.
В беседе с SBS в 2014 году Кент рассказала о своих методах придания миру Амелии «особого ощущения».
Изначально сцена в фильме равномерно скомпонована, но ограничена, что создает ощущение клаустрофобии, поскольку ограничивает наш обзор за кадром. Когда события принимают неожиданный оборот, фильм смещается в сторону резкой черно-белой графики и бессвязных кадров. Этот хаос отражает нисходящую спираль Амелии в истории.
В этом фильме цветовая гамма варьируется от приглушенных оттенков серого, черного, коричневого, болезненно-зеленого и бледно-голубого. В одежде персонажей нет ярких стилей и узнаваемых тенденций начала 2010-х годов. Даже домашняя электроника Амелии кажется пережитком ушедшей эпохи: старая стереосистема и коллекция виниловых пластинок. Зрители, ориентированные на детали, заметят ее старинные технологии, в том числе устаревший телевизор. Контент, который Амелия смотрит по телевизору, нетипичен для 2010-х годов. Вместо этого ей нравятся немые фильмы Жоржа Мельеса, черно-белые мультфильмы и странные передачи новостей, напоминающие зернистые кассеты VHS. Этот неожиданный выбор придает фильму ощущение вневременности и сюрреалистической атмосферы.
Как «Бабадук» выдерживает повторные просмотры?
Бабадук, в отличие от многих других фильмов (особенно в жанре ужасов), оказывается более полезным при многократном просмотре из-за его углубляющегося значения. Что отличает этот фильм от других, так это то, как Кент мастерски переплетает сверхъестественные аспекты с вполне реальными ужасами, которые испытывает мать, борющаяся со своим внутренним смятением. Вместо того, чтобы полагаться на сенсационные «страшилки», которые со временем теряют свое влияние, Кент выбирает богатое исследование персонажей, наполненное многогранными темами, которые предстоит раскрыть. Хотя в реальности никто не сталкивался с Бабадуком, многие могут сочувствовать отчаянным попыткам Амелии восстановить контроль над своей жизнью.
Легендарный кинокритик Роджер Эберт называл фильмы машинами эмпатии, и Бабадук объясняет, почему. Кент предлагает зрителям обратить внимание внутрь себя, чтобы исследовать темные уголки своего разума и увидеть части себя, представленные в борьбе Амелии. Это помогает фильму найти отклик у людей, которые пережили утрату, испытали депрессию или были вынуждены не быть самой аутентичной версией себя. Примером этого является то, как персонаж Бабадук обрел новую жизнь в качестве значка 2SLGBTQI+ в 2017 году.
Почему «Бабадук» — современная классика?
Удивительно, но Бабадук раздвигает границы кинопроизводства ужасов, открывая новые глубины с каждым просмотром. Дженнифер Кент мастерски объединила темы фильмов о доме с привидениями и одержимости, чтобы стимулировать обсуждение горя, травм и проблем материнства. Со временем этот независимый шедевр приобрел значительный культурный резонанс, воплотившись в таких работах, как Что мы делаем в тени, Крик (2022) и Ты самое худшее. В частности, Бабадук вызвал волну проницательных, пугающих и эмоционально напряженных фильмов ужасов среди новых авторов, таких как Реликвия и Поговори со мной.
Одна из убедительных перефразировок могла бы звучать так: «Бабадук» выделяется как один из самых знаковых фильмов ужасов своей эпохи, предлагая леденящие кровь острые ощущения и черный юмор, который может соперничать с любым блокбастером. Что отличает его, так это смелость, приглашающая зрителей противостоять своим внутренним страхам. В частности, мучительная борьба Амелии со своими внутренними демонами представляет собой поразительное открытие: Бабадука невозможно победить. Этот горько-сладкий, но глубокий урок оставляет зрителям тревожную истину: некоторых монстров невозможно победить. Вместо этого предоставьте им место для передвижения.
Смотрите также
- Объяснение концовки первого сезона сериала «Оставленные»
- Pokemon Go: как получить максимальное количество ходов
- Обзор 7 серии «Агата все вместе»
- Кто такие новые симбиоты в «Веноме: Последний танец»?
- 20 лучших комиксов о снеговиках Кельвина и Гоббса
- Робби 2 — официальный анонс геймплейного трейлера
- RetroRealms Arcade Halloween и Ash vs. Evil Dead – финальный обзор
- Группа Аренадата акции прогноз. Цена DATA
- Конг: Обзор инстинкта выжившего
- Причины, по которым вам стоит посмотреть аниме «Невеста якудза»
2024-10-27 23:07